В Институте прошел круглый стол к юбилеям Ф. Кафки и А. Камю

12.10.2023

12 октября 2023 г. в Институте философии Национальной академии наук Беларуси состоялся круглый стол «Феномены мировой культуры (к юбилеям Ф. Кафки и А. Камю)», в котором приняли участие ученые НАН Беларуси и высших учебных заведений республики, научные доклады которых отразили философское и культурное значение наследия выдающихся мыслителей для развития мирового интеллектуального знания.

С приветственным словом к участникам научного мероприятия обратился директор Института философии, кандидат философских наук, доцент Анатолий Лазаревич, который отметил, что юбилейные даты выдающихся мыслителей Франца Кафки (140 лет со дня рождения) и Альбера Камю (110 лет со дня рождения), явившиеся поводом для рассмотрения основополагающих идей их творческих систем для осмысления актуальных проблем современности, совпали со знаменательным событием – 95-летием Национальной академии наук Беларуси. Анатолий Лазаревич отметил актуальность проведения данного мероприятия и пожелал всем участникам интересной и плодотворной работы.

В докладе-презентации ведущего научного сотрудника Института философии НАН Беларуси, кандидата философских наук, доцента Натальи Никонович «Генеалогия абсурда в романе Ф. Кафки Замок» была проанализирована полисемантичность литературного творчества виднейшего представителя литературы эпохи модерна Ф. Кафки, эксплицирован символизм и метафоричность романа «Замок», аллюзии и реминистенции. Докладчик сосредоточил внимание на вопросе генеалогии абсурда в романе и его связи с бессознательным, а также были репрезентированы различные интерпретации романа, отражающие общие тенденции в развитии зародившейся в XX веке «кафкианы».

Заместитель директора по научной работе Института философии НАН Беларуси, кандидат философских наук, доцент Андрей Дудчик в докладе «Современное прочтение Процесса Ф. Кафки: проблемы приватности и безопасности в цифровой сфере» обратился к современным прочтениям романа Франца Кафки «Процесс» и проанализировал эвристический потенциал «кафкианской» метафоры при обсуждении дилеммы приватности и безопасности в современном мире, отметив при этом важность проведения мероприятия, способствующего активизации научного интереса к осмыслению творческого наследия представителей мировой интеллектуальной культуры.

Профессор БГПУ имени Максима Танка; доктор филологических наук Татьяна Комаровская представила доклад «Французский экзистенциализм в его американском варианте: романы У. Стайрона», в котором отметила факт влияния философии экзистенциализма на литературу США. Творчество многих видных писателей США послевоенного периода (крупнейшие авторы Дж. Сэлинджер, Т. Уайлдер, Дж. Херси, У. Стайрон и многие другие) определяет это влияние, выражающееся, полно или частично, в воплощении идей экзистенциализма. Эта проблема подробно рассмотрена докладчиком, в том числе, как идеи экзистенциализма воплощаются в романах У. Стайрона, в частности, в романе «Признания Ната Тернера».

Профессор БГПУ имени Максима Танка; доктор филологических наук Тамара Тарасова прочла доклад «Наследие А. Камю в белорусской художественной прозе», в котором было отмечено, что философская мысль в лице А. Камю убедительно утверждала, что осознание человеком своего существования как несвободного вызывает у него желание если не видоизменить мир (до этого дело может и не доходить), то во всяком случае очертить границы, которые никому не позволено переступать. Через испытание ответственностью человека за сделанный выбор жизненного пути проводят своих героев французский писатель А. Камю и белорусские художники слова ХХ в. Ценность их произведений – в понимании свободы как возможности реализации и самореализации человека. Проза в художественных образах воплотила магистральные тенденции ХХ в., когда литература и философия стали явлением органически целостным, в котором нашли отражение все сферы самовыражения личности.

Ведущий научный сотрудник Института философии, кандидат физико-математических наук, доктор философии (PhD) Игорь Прись обратился к рассмотрению проблемы абсурда у А. Камю (доклад «О философии абсурда А. Камю»), связанной с критикой метафизики и основных направлений философии модерна, включая экзистенциализм. С точки зрения докладчика, это также попытка подлинно реалистического взгляда на мир и человека в нём, антидот против идеализма («идеализации реальности»), глобального рационализма, с одной стороны, и иррационализма, с другой стороны, и всех разновидностей нигилизма, подразумевающего «неумеренность Абсолюта», «невозможность уверовать в то, что есть, увидеть то, что происходит, и пережить то, что нам дано», против «комфорта тирании или рабства», скептицизма и имморализма. Отвергается как трансцендентная, в частности, религиозная точка зрения, существование абсолютных идеалов, формальный моральный универсализм, метафизический реализм осмысленного «внешнего мира», так и редукционистский натурализм/нигилизм. Камю предлагает решение центральной проблемы философии – проблемы отношения между сознанием человеком (интеллектом, смыслом) и реальностью. Он формулирует её как вопрос о смысле жизни и допустимости самоубийства. Камю отвергает самоубийство и убийство, к которым приводит бунт, теряющий чувство меры, – метафизический бунт и метафизическая революция как его крайнее выражение, выдвигающие принцип «всё или ничего». Такой нигилистический бунт предаёт свои истоки, ценности и лишается права называться бунтом.

В докладе старшего научного сотрудника Института философии НАН Беларуси; кандидата философских наук Владимира Игнатова «Эволюция трактовки теории абсурда в творчестве Ф. Кафки, Ж.-П. Сартра и А. Камю» шла речь о том, что сегодня мировое интеллектуальное наследие минувшего столетия невозможно представить без таких имен, как Ф. Кафка, Ж.- П. Сартр и А. Камю. Обладая неповторимым индивидуальным стилем мышления, каждый из них в своих произведениях создал уникальный внутренний мир личности, переживающей социальные и культурные драмы европейской истории XX в. Объединяющим началом столь непохожих друг на друга в своем творчестве мыслителей стала тема абсурда человеческого существования. Для Ф. Кафки это выражалось в невозможности воплощения высших идеалов в земной реальности, отсутствии подлинно человеческих отношений между людьми, враждебности человеку окружающей его материальной действительности, необходимости приносить в жертву внешним установлениям, предписаниям и регламентам индивидуальное бытие личности. А. Камю рассматривает возможность человеческой жизни в состоянии абсурда, где мир – это лишенный смысла хаос, где нет Бога, на которого можно возложить вину за существование мирового зла, но есть человек, обладающий свободой и полностью ответственный за свою судьбу. Ж.-П. Сартр утверждает идею активной свободы человека, полагая, что осознание своей «заброшенности» в мире не должно повергать человека во мрак одиночества и покинутости. Основой становления человека является его активная деятельность.

Доцент Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины, кандидат философских наук Виктор Одиноченко в докладе «Свобода от смысла жизни у Камю: религиозный аспект» отметил, что, поскольку философию Камю относят к такому направлению, как экзистенциализм, каждый из нас может соотнести его рассуждения со своим собственным существованием. Камю отрицал смысл человеческой жизни по той причине, что она с неизбежностью заканчивается смертью. Также он исходил из того, что человек живет в абсурдном мире. Признание этого абсурда – основа свободы человека. Вопрос в том, какой смысл жизни отрицал Камю? Это те разновидности смысла, которые были сформированы в европейской философии, и в основе которых лежит христианское мировоззрение. Миф о Сизифе, при помощи которого Камю иллюстрирует отсутствие смысла человеческой жизни, взят из греческой мифологии, основанном на ином мировоззрении. Таким образом, Камю ищет смысл человеческой жизни в обезбоженном мире. И именно постулирование этой обезбоженности является основой его рассуждений.

Заведующий отделом Института философии НАН Беларуси; доктор философских наук, профессор Тадеуш Адуло в докладе «О восприятии творчества А. Камю молодым и взрослым читателем: из личного опыта» представил свои давние студенческие впечатления о творчестве А. Камю. Указал на то, что в процессе ознакомления с содержанием  работ «L’étranger» и «La Peste», которые были предложены в процессе изучения французского языка для перевода в качестве оригинальных философских текстов, обратил внимание, прежде всего, на отсутствие у автора классического философского понятийно-категориального аппарата, т. е. того логического скелета (системы координат), который позволяет с философской позиции осуществлять рефлексирование бытия, а также чрезмерный пессимизм и индивидуализм, которыми пронизано содержание этих произведений. Пессимистическое умонастроение французского мыслителя трудно было понять, а еще труднее было его с ним разделять, ибо оно шло вразрез с молодостью и оптимизмом той исторической эпохи. Повторное знакомство с работами А. Камю (уже в зрелом возрасте) позволяет к уже сказанному добавить то, что своими разработками французский мыслитель продолжил линию критической оценки перспективы западной модели мироустройства, заложенной О. Шпенглером и П. А. Сорокиным.

В докладе старшего научного сотрудника Института философии, кандидата филологических наук, доцента Инессы Морозовой «Наследие Ф. Кафки и А. Камю в исследованиях ХХ–ХХI вв.» были озвучены различные подходы советского литературоведения и философских работ к феноменам Ф. Кафки и А. Камю, учитывая склонность к идеологическим стереотипам и клише в рассмотрении их творческих систем. Указана специфика научных разысканий постсоветского времени, в которых представлено более глубокое и расширенное осмысление (литературоведческое, лингвистическое, эстетическое и философское) проблематики наследия выдающихся представителей мировой культуры.

Научный сотрудник Института философии НАН Беларуси Дмитрий Куницкий поделился мыслями на тему «Представление о христианстве у А. Камю».

Научный сотрудник Института философии НАН Беларуси Николай Куксачёв прочёл доклад на тему «Почему не стоит читать Франца Кафку, в котором выразил свое мнения об осторожном подходе для рядового обывателя к чтению произведений Ф. Кафки, исходя из психологических соображений.

Галерея

Щелкните, чтобы увеличить изображение

Другие новости


Недавние публикации