В Институте прошел круглый стол к юбилеям Ф. Кафки и А. Камю

12.10.2023

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

12 октября 2023 г. в Институте философии Национальной академии наук Беларуси состоялся круглый стол «Феномены мировой культуры (к юбилеям Ф. Кафки и А. Камю)», в котором приняли участие ученые НАН Беларуси и высших учебных заведений республики, научные доклады которых отразили философское и культурное значение наследия выдающихся мыслителей для развития мирового интеллектуального знания.

С приветственным словом к участникам научного мероприятия обратился директор Института философии, кандидат философских наук, доцент Анатолий Лазаревич, который отметил, что юбилейные даты выдающихся мыслителей Франца Кафки (140 лет со дня рождения) и Альбера Камю (110 лет со дня рождения), явившиеся поводом для рассмотрения основополагающих идей их творческих систем для осмысления актуальных проблем современности, совпали со знаменательным событием – 95-летием Национальной академии наук Беларуси. Анатолий Лазаревич отметил актуальность проведения данного мероприятия и пожелал всем участникам интересной и плодотворной работы.

В докладе-презентации ведущего научного сотрудника Института философии НАН Беларуси, кандидата философских наук, доцента Натальи Никонович «Генеалогия абсурда в романе Ф. Кафки Замок» была проанализирована полисемантичность литературного творчества виднейшего представителя литературы эпохи модерна Ф. Кафки, эксплицирован символизм и метафоричность романа «Замок», аллюзии и реминистенции. Докладчик сосредоточил внимание на вопросе генеалогии абсурда в романе и его связи с бессознательным, а также были репрезентированы различные интерпретации романа, отражающие общие тенденции в развитии зародившейся в XX веке «кафкианы».

Заместитель директора по научной работе Института философии НАН Беларуси, кандидат философских наук, доцент Андрей Дудчик в докладе «Современное прочтение Процесса Ф. Кафки: проблемы приватности и безопасности в цифровой сфере» обратился к современным прочтениям романа Франца Кафки «Процесс» и проанализировал эвристический потенциал «кафкианской» метафоры при обсуждении дилеммы приватности и безопасности в современном мире, отметив при этом важность проведения мероприятия, способствующего активизации научного интереса к осмыслению творческого наследия представителей мировой интеллектуальной культуры.

Профессор БГПУ имени Максима Танка; доктор филологических наук Татьяна Комаровская представила доклад «Французский экзистенциализм в его американском варианте: романы У. Стайрона», в котором отметила факт влияния философии экзистенциализма на литературу США. Творчество многих видных писателей США послевоенного периода (крупнейшие авторы Дж. Сэлинджер, Т. Уайлдер, Дж. Херси, У. Стайрон и многие другие) определяет это влияние, выражающееся, полно или частично, в воплощении идей экзистенциализма. Эта проблема подробно рассмотрена докладчиком, в том числе, как идеи экзистенциализма воплощаются в романах У. Стайрона, в частности, в романе «Признания Ната Тернера».

Профессор БГПУ имени Максима Танка; доктор филологических наук Тамара Тарасова прочла доклад «Наследие А. Камю в белорусской художественной прозе», в котором было отмечено, что философская мысль в лице А. Камю убедительно утверждала, что осознание человеком своего существования как несвободного вызывает у него желание если не видоизменить мир (до этого дело может и не доходить), то во всяком случае очертить границы, которые никому не позволено переступать. Через испытание ответственностью человека за сделанный выбор жизненного пути проводят своих героев французский писатель А. Камю и белорусские художники слова ХХ в. Ценность их произведений – в понимании свободы как возможности реализации и самореализации человека. Проза в художественных образах воплотила магистральные тенденции ХХ в., когда литература и философия стали явлением органически целостным, в котором нашли отражение все сферы самовыражения личности.

Ведущий научный сотрудник Института философии, кандидат физико-математических наук, доктор философии (PhD) Игорь Прись обратился к рассмотрению проблемы абсурда у А. Камю (доклад «О философии абсурда А. Камю»), связанной с критикой метафизики и основных направлений философии модерна, включая экзистенциализм. С точки зрения докладчика, это также попытка подлинно реалистического взгляда на мир и человека в нём, антидот против идеализма («идеализации реальности»), глобального рационализма, с одной стороны, и иррационализма, с другой стороны, и всех разновидностей нигилизма, подразумевающего «неумеренность Абсолюта», «невозможность уверовать в то, что есть, увидеть то, что происходит, и пережить то, что нам дано», против «комфорта тирании или рабства», скептицизма и имморализма. Отвергается как трансцендентная, в частности, религиозная точка зрения, существование абсолютных идеалов, формальный моральный универсализм, метафизический реализм осмысленного «внешнего мира», так и редукционистский натурализм/нигилизм. Камю предлагает решение центральной проблемы философии – проблемы отношения между сознанием человеком (интеллектом, смыслом) и реальностью. Он формулирует её как вопрос о смысле жизни и допустимости самоубийства. Камю отвергает самоубийство и убийство, к которым приводит бунт, теряющий чувство меры, – метафизический бунт и метафизическая революция как его крайнее выражение, выдвигающие принцип «всё или ничего». Такой нигилистический бунт предаёт свои истоки, ценности и лишается права называться бунтом.

В докладе старшего научного сотрудника Института философии НАН Беларуси; кандидата философских наук Владимира Игнатова «Эволюция трактовки теории абсурда в творчестве Ф. Кафки, Ж.-П. Сартра и А. Камю» шла речь о том, что сегодня мировое интеллектуальное наследие минувшего столетия невозможно представить без таких имен, как Ф. Кафка, Ж.- П. Сартр и А. Камю. Обладая неповторимым индивидуальным стилем мышления, каждый из них в своих произведениях создал уникальный внутренний мир личности, переживающей социальные и культурные драмы европейской истории XX в. Объединяющим началом столь непохожих друг на друга в своем творчестве мыслителей стала тема абсурда человеческого существования. Для Ф. Кафки это выражалось в невозможности воплощения высших идеалов в земной реальности, отсутствии подлинно человеческих отношений между людьми, враждебности человеку окружающей его материальной действительности, необходимости приносить в жертву внешним установлениям, предписаниям и регламентам индивидуальное бытие личности. А. Камю рассматривает возможность человеческой жизни в состоянии абсурда, где мир – это лишенный смысла хаос, где нет Бога, на которого можно возложить вину за существование мирового зла, но есть человек, обладающий свободой и полностью ответственный за свою судьбу. Ж.-П. Сартр утверждает идею активной свободы человека, полагая, что осознание своей «заброшенности» в мире не должно повергать человека во мрак одиночества и покинутости. Основой становления человека является его активная деятельность.

Доцент Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины, кандидат философских наук Виктор Одиноченко в докладе «Свобода от смысла жизни у Камю: религиозный аспект» отметил, что, поскольку философию Камю относят к такому направлению, как экзистенциализм, каждый из нас может соотнести его рассуждения со своим собственным существованием. Камю отрицал смысл человеческой жизни по той причине, что она с неизбежностью заканчивается смертью. Также он исходил из того, что человек живет в абсурдном мире. Признание этого абсурда – основа свободы человека. Вопрос в том, какой смысл жизни отрицал Камю? Это те разновидности смысла, которые были сформированы в европейской философии, и в основе которых лежит христианское мировоззрение. Миф о Сизифе, при помощи которого Камю иллюстрирует отсутствие смысла человеческой жизни, взят из греческой мифологии, основанном на ином мировоззрении. Таким образом, Камю ищет смысл человеческой жизни в обезбоженном мире. И именно постулирование этой обезбоженности является основой его рассуждений.

Заведующий отделом Института философии НАН Беларуси; доктор философских наук, профессор Тадеуш Адуло в докладе «О восприятии творчества А. Камю молодым и взрослым читателем: из личного опыта» представил свои давние студенческие впечатления о творчестве А. Камю. Указал на то, что в процессе ознакомления с содержанием  работ «L’étranger» и «La Peste», которые были предложены в процессе изучения французского языка для перевода в качестве оригинальных философских текстов, обратил внимание, прежде всего, на отсутствие у автора классического философского понятийно-категориального аппарата, т. е. того логического скелета (системы координат), который позволяет с философской позиции осуществлять рефлексирование бытия, а также чрезмерный пессимизм и индивидуализм, которыми пронизано содержание этих произведений. Пессимистическое умонастроение французского мыслителя трудно было понять, а еще труднее было его с ним разделять, ибо оно шло вразрез с молодостью и оптимизмом той исторической эпохи. Повторное знакомство с работами А. Камю (уже в зрелом возрасте) позволяет к уже сказанному добавить то, что своими разработками французский мыслитель продолжил линию критической оценки перспективы западной модели мироустройства, заложенной О. Шпенглером и П. А. Сорокиным.

В докладе старшего научного сотрудника Института философии, кандидата филологических наук, доцента Инессы Морозовой «Наследие Ф. Кафки и А. Камю в исследованиях ХХ–ХХI вв.» были озвучены различные подходы советского литературоведения и философских работ к феноменам Ф. Кафки и А. Камю, учитывая склонность к идеологическим стереотипам и клише в рассмотрении их творческих систем. Указана специфика научных разысканий постсоветского времени, в которых представлено более глубокое и расширенное осмысление (литературоведческое, лингвистическое, эстетическое и философское) проблематики наследия выдающихся представителей мировой культуры.

Научный сотрудник Института философии НАН Беларуси Дмитрий Куницкий поделился мыслями на тему «Представление о христианстве у А. Камю».

Научный сотрудник Института философии НАН Беларуси Николай Куксачёв прочёл доклад на тему «Почему не стоит читать Франца Кафку, в котором выразил свое мнения об осторожном подходе для рядового обывателя к чтению произведений Ф. Кафки, исходя из психологических соображений.

Gallery

Click image to enlarge

More news


Recent publications