В Институте философии заслушали доклад о роли Эрнста Маха в истории европейской философии и белорусской интеллектуальной культуры

02.03.2023

2 марта 2023 г. в Институте философии НАН Беларуси состоялось заседание отдела истории философии в рамках семинара по подготовке 5-го тома «Истории философской и общественно-политической мысли Беларуси». С докладом по теме «Роль и место Эрнста Маха в истории европейской философии и белорусской интеллектуальной культуры конца XIX-начала XX вв. (к 185-летию мыслителя)» выступил научный сотрудник Иван Новик.

Аннотация

Пользуясь формальным юбилейным поводом, мы хотели бы поговорить о эмпириокритицизме, одном из основоположников которого был Эрнст Мах, чьё 185-летие попадает на 18 февраля. Точнее, наша цель – вернуть историческую справедливость, возвратив этим некогда сенсационно популярным учению и фигуре, сегодня существующим преимущественно на правах маргиналии на полях соответствующего произведения В. Ленина, или в качестве забытого и пренебреженного вниманием исследователей историческому казусу.

«Возвращение справедливости» означает здесь очистку идей Э. Маха (и Р. Авенариуса) от более поздних идеологических аберраций, связанных с тем, что его имя и его философия стали заложниками партийной борьбы в рамках политического проекта русских коммунистов, со всеми вытекающими отсюда риторическими аберрациями.

«Исторической» же отдаваемая нами справедливость будет потому, что мы не ставим задачу объективной и, главное, вневременной оценки этого мыслителя и его учения. Нас будет интересовать только их роль в истории философии: какие тенденции европейской философии нашли своё воплощение и отражение в эмпириокритицизме, каким интеллектуальным ландшафтом он должен быть атрибутирован, и в чем причины упомянутой нами выше всеохватывающей и чрезвычайной его моды на изломе XIX и XX вв.

Отдельно мы планируем остановиться на том экзальтированном восприятии учения Э. Маха и Р. Авенариуса, которым оно стало на просторах Российской империи в кругах ее леворадикальной интеллигенции, увидевшей в целом довольно отвлеченные и абстрактные эпистемические идеи как инструмент собственных политического и социально-революционного проектов.

Такое переосмысление роли и места в истории философии эмпириокритицизма вообще и Э. Маха в частности, помимо самостоятельного научного значения, имеет самую непосредственную и даже критическую значимость для осмысления собственно белорусской интеллектуальной истории, истинное понимание которой на участке конца XIX–начала XX вв., на наш взгляд, не возможно без отдельного разговора о влияниях эмпириокритицизма и связанных с ним партийно-идеологических коллизий.

Проиллюстрировать соответствующее влияние учения Э. Маха и Р. Авенариуса на белорусских интеллектуалов мы хотим на основании трех фигур: Юзефы Кодис-Крыжановской, Владимира Самойлы и Соломона Каценбогена – принадлежащих к совершенно разным политическим и культурным кругам, с очень разными философскими траекториями, но одинаково существенными и неизбежными в разговоре об отечественной интеллектуальной истории означенного периода.

Галерея

Щелкните, чтобы увеличить изображение

Другие новости


Недавние публикации