«Молния, прежде всех сверкнувшая»: о творчестве Владислава Стшеминьского

06.12.2013

В этом году ко Всемирному дню философии ЮНЕСКО Институт философии НАНБ приурочил проведение ряда научных мероприятий, среди которых хочется особенно выделить международный круглый стол «Владислав Стшеминьский: унизм в философии, эстетике и искусстве». Мероприятие было организовано при активной поддержке и участии Института Польского в Минске и было посвящено 120-летнему юбилею художника и теоретика в области философии искусства Владислава Стшеминьского. Это имя, к сожалению, до сих пор недостаточно известно в Беларуси, а между тем Владислав Стшеминьский по праву может считаться не только польским художником по своему происхождению и русским авангардистом по направлению своего творчества, но и ярким представителем белорусской культуры первой половины ХХ века, поскольку родился, работал и творил свои замечательные работы на нашей земле.

Организаторы круглого стола поставили амбициозную задачу — ввести в интеллектуальную традицию современной Беларуси многомерное творчество Владислава Стшеминьского, который для своих современников, по признанию Г. Юккера, был «молнией, прежде всех сверкнувшей» и предопределившей многие направления в теории зрительного познания, а также искусстве авангарда. Теория унизма и оригинальная концепция зрительного восприятия, предложенные Стшеминьским, являются ценным вкладом в философию искусства и эстетику, своеобразной интерпретацией европейской феноменологической традиции.

Об уникальном художнике, тонком интеллектуале и мужественном человеке с увлечением говорили сотрудники Института философии, культурологи и теоретики искусства из Белорусской государственной академии искусств и Белорусского государственного университета культуры и искусств, директор Вилейского краеведческого музея, доктор искусствоведения из Академии искусств в Лодзи.

Сын польского дворянина, подполковника Русской армии Максимилиана Бенедикта Стшеминьского (Стржеминского), Владислав родился и провел свое детство в Минске. Позже по настоянию отца он учился во 2-м кадетском корпусе имени Александра II в Москве и Николаевском инженерном училище в Санкт-Петербурге, а с началом Первой Мировой войны командовал взводом саперов. Отмеченный высокими наградами за проявленное мужество, но тяжело раненный в бою, Стшеминьский осенью 1918 года поступил в Свободные мастерские (СВОМАС) в бывшем Строгановском училище и горячо увлекся новейшими художественными течениями, подружившись с В. Е. Татлиным и К. С. Малевичем. Он с энтузиазмом воспринял революционные идеи и преобразования, участвуя в начале 1919 года в праздничном оформлении Минска к 1-й годовщине Красной Армии. Осенью того же года Стшеминьский переехал в Смоленск, где работал в подотделе искусств губернского отдела народного образования и тесно общался с Малевичем, который в это время жил в Витебске. Стшеминьский активно участвовал в выставках группы в Витебске и Москве, его работы экспонировались на 1-й Русской художественной выставке в Берлине в 1922 году.

Значительный период жизни и творчества Владислава Стшеминьского связан с Вилейкой, В 20-х годах Стшеминьский служил учителем рисования в польской гимназии Вилейки-Повятовой, а в первые месяцы Второй мировой войны вновь вернулся в Вилейку, но уже в Западную Белоруссию. В 1939-1940-х гг. он был главным художником-оформителем города. За свое короткое время проживания в Вилейке Стшеминьский успел оставить очень весомый художественный след в жизни города. Как некогда в Минске, он оформляет первомайский праздник, который впервые прошёл в Вилейке в 1940-м году, после воссоединения Западной Беларуси с БССР. В.Стшеминьский создает «феерично-цветовое оформление города с пространственными композициями». Именно в Вилейке был создан известный графический цикл работ В.Стшеминьского под названием «Западная Беларусь».

Событиям войны посвящены циклы его замечательных рисунков «Западная Белоруссия» (1939–1940), «Депортация» (1940), «Война домам» (1941), «Лица» (1942), «Дешевый, как грязь» (1944), «Руки, которые не с нами» (1945) и коллажи «Моим друзьям-евреям» (1945).

В дискуссии о творчестве талантливого художника и теоретика искусства любезно принял участие гость круглого стола из Польши доктор Казимеж Пётровски (Kazimierz Piotrowski), историк, искусствовед и специалист в области философии искусства, доцент кафедры теории и истории искусства Академии искусств в Лодзи. Участники мероприятия с интересом выслушали научный доклад о социально-культурных и философско-мировоззренческих основаниях унизма, принципы которого были впервые сформулированы Стшеминьским в 1924 году. Речь идет о конструктивистской концепции, утверждавшей единство цвета, линии и ритма в живописи. Эту концепцию художник воплощал в однородных по цвету и фактуре абстрактных картинах, создав в 20 – 30-х годах цикл живописных архитектурных и кубистических композиций, серию натюрмортов, городских и морских пейзажей, в работе над которыми опирался на научный анализ физиологических и психологических процессов зрительного восприятия. Доктор Пётровски подчеркнул, что в 1923 – 1939 годах Стшеминьский как художник, критик и организатор занимал ведущее место в польском движении конструктивизма, а в марте 1927 года по его инициативе в Варшаву приезжал Малевич, который провел выставку и прочел доклад о современных художественных течениях. В 1973 году произведения Стшеминьского составили основу экспозиции «Конструктивизм в Польше. 1923–1936», обошедшей за десять лет многие города Европы и США. Персональные выставки Стшеминьского состоялись в Дюссельдорфе (1980), Лодзи (1985, 1988), Дании (Оденсе–Хернинг, 1985/86), Варшаве (1989), Голландии (Апелдорн, 1989). Основное собрание работ находится в Музее искусств в Лодзи. Свои философско-эстетические взгляды Стшеминьский изложил в книгах «Унизм в живописи» (1928) и «Композиция пространства: Расчет пространственно-временнóго ритма» (1931), перевод которых на белорусский и русский языки, по мнению участников круглого стола, давно назрел.

В свою очередь, участники круглого стола из Белорусской государственной академии искусств профессор, кандидат искусствоведения Е.Ф. Шунейка и магистрант Н. Кудин поделились опытом фрагментарного перевода произведений Стшеминьского и развитием продуктивных контактов с его семьей и зарубежными исследователями его творчества. 21 ноября 1993, к 100-летию В. Стшеминьского в Минске, в Национальном художественном  музее прошла конференция «Стреминский на родине». В ней принимали участие многие минские искусствоведы и сотрудники посольства Польской Республики. Елена Китаева для этой знаменательной даты выпустила плакат, посвященный творчеству Стреминского. В рамках празднования юбилея группа художников, во главе с Игорем Кашкуревичем, провела хэппининг «Стреминский в Минске. Повидоки солнца». В 1994 году на родину отца приезжала дочь Владислава Стшеминьский Ника. В журнале «Мастацтва» были опубликованы ее воспоминания об отце.

Большую работу по возвращению имени Стшеминьского на родину проводит музей в Вилейке. Директор Вилейского краеведческого музея Сергей Николаевич Гончар рассказал о планах комплексной реконструкции наследия «вилейского» периода жизни художника. По его словам «дух Стшеминьского по-прежнему ощущается в Вилейке: сохранилась здание польской гимназии, где работал художник, еще живы старожилы, которые помнят необычное празднование 1 Мая 1940-го года, когда город превратился в нечто необычное и по цвету и по форме. А главное, живет его новаторское и художественное наследие, жива память о Стшеминьского, которая интересует и притягивает интеллигенцию города, людей которые интересуются выдающимися земляками. К 120-летию со дня рождения художника в городе был организован скульптурный пленэр, на котором была создана скульптурная композиция, посвященная Владиславу Стшеминьскому. Это своеобразное футуристическое сочетание обработанного камня и металла с повторением сюжетов рисунков художника из цикла «Западная Беларусь». Композиция заняла почетное место возле центральной площади города, как признание таланта великого художника начала ХХ века. Авторами скульптурной композиции работы являются студенты БГАИ Федор Сататцев и Станислав Шашко. Летом был реализован Арт-проект «Паркан» — своеобразный музей на улице, когда репродукции работ В.Стшеминьского на протяжении нескольких месяцев выставлялись в центре города.

Интересную интерпретацию творчества В.Стшеминьского предложила кандидат культурологии Э.А.Усовская. Обращение к творчеству художника, по ее мнению, всегда требует определенного погружения в эпоху, в которой от жил. 1920-е в Европе и Советской России еще не напоминают о предстоящем Апокалипсисе, новой войне. Они вмещают и продолжающийся модернистско-авангардный поиск, наполненный новизной и духом эксперимента, и тяготение к определенного рода упорядоченности и стилю, выразившееся в эстетике ар-деко, и новационности пролетарского искусства. Бурлящее двадцатилетие переросло в сумрачные 1930-е, когда «предчувствие войны» стало ощутимым. Поэтому в живописи В.Стшеминьского открывается пространство самых разных чувств, мыслей, ощущений, выраженных в разной стилистике – от механистических образов, поющих гимн машине, до критики и иронии тоталитарно-машинных образов человека, репрезентированных вскоре в унизме. Творчество Стшеминьского как одного из ярчайших представителей авангарда переплеталось с искусством супрематизма. Однако при этом всегда оставалось самодостаточным, не становящемся сухой репликой Малевича или других художников. Нам представляется, что и пути, авторское видение задач искусства, мировоззренческая позиция Малевича и Стшеминьского разошлись: в работах Малевича чувствуется тяжеловесность безликих фигур, интенция человеческой тоталитарности. Полотна Стшеминьского воплощают разворачивающуюся философию унизма. Отсюда стремление автора к гармонии органических форм, движению как становлению во взаимодействии и взаимосвязи. Однако это движение создает впечатление умиротворенности, покоя. Отметим, что нечто подобное откроет заново живопись после Второй Мировой войны. Усталость от потрясений, ужасов, смерти вызовет тяготение к уравновешенности форм и цвета.

Участники круглого стола единодушно выразили надежду на дальнейшую активизацию взаимодействия научного сообщества Беларуси и Польши по изучению теоретико-эстетического наследия Стшеминьского, его вклада в теорию познания, в традицию эстетики конструктивизма как в общеевропейском, так и региональном измерении.

И.Б. Михеева, Н.А. Кутузова

Галерея

Щелкните, чтобы увеличить изображение

Другие новости


Недавние публикации