В Институте философии прошел очередной вебинар из цикла об этических проблемах открытой науки и искусственного интеллекта

04.11.2024

4 ноября 2024 г. Институт философии НАН Беларуси совместно с Республиканским центром биоэтики при Белорусском государственном медицинском университете провели третий международный вебинар с участием ученых и экспертов из стран СНГ из цикла «Открытая наука и искусственный интеллект этические проблемы».

В ходе вебинара были обсуждены важнейшие вопросы этического сопровождения ИИ в науке и образовании:

  1. Валерия Сокольчик и Алексей Разуванов (Беларусь) представили промежуточные результаты анкетирования респондентов из стран СНГ по теме «Chat GPT и другие инструменты генеративного ИИ: влияние на науку и образование». Анкетирование проводится онлайн с целью понять основные проблемы, чаяния, страхи респондентов, использующих генеративный ИИ в науке и образовании. Анкета-опрос была разработана членами рабочей группы по этическому сопровождению ИИ и посещению данных в рамках международного проекта Альянса исследовательских данных. В 2024г. вопросы были переведены на русский язык, адаптированы к нашим культурным условиям, в феврале 2024г. были одобрены этическим комитетом Белорусского государственного медицинского университета. Соавторы доклада не только познакомили слушателей с промежуточными результатами опроса, но и провели сравнение данных с аналогичным опросом, проходившим в Турции (на английском языке) в 2023г. Спикеры констатировали неоднозначное понимание ИИ (генеративного ИИ) реципиентами, серьезную «разбежку» в отношении к использованию ИИ в науке и образовании – от комментария о прямой угрозе существованию науки со стороны ИИ до комментария об отношения к ИИ «как к игрушке». Были отмечены основные достоинства и недостатки использования генеративного ИИ в науке и образовании, в том числе угрозы галлюцинаций и ошибок ИИ, развитие практик плагиаризма, падение уровня самостоятельности творческих работ обучающихся (и молодых ученых) и т.д. Рассматривался также вопрос о значении этики в регулировании использования ИИ, где мнения респондентов существенно разделились. Несмотря на то, что большая часть опрошенных (47%) отмечала важность и необходимость этики для регулирования использования ИИ в науке и образовании, 10% реципиентов (равно как и некоторые слушатели вебинара) разделили точку зрения о бесполезности этики и этических инструментов для регулирования ИИ, высказали сомнение о способности членов этических комитетов осуществлять экспертизу исследований, проводимых с использованием ИИ. Эти и другие поставленные на вебинаре (и в рамках анкеты – опроса) проблемы еще требуют своего осмысления дальнейшего обсуждения.
  2. Руководитель проекта Elpub в сфере образования НЭИКОН (национальный электронно-информационный консорциум) Марина Зельдина (Россия) обсудила с участниками важную тему регулирования использования ИИ в открытой науке – «Генеративный ИИ и политика журналов: на что обратить внимание?». Спикером были предложены решения для редколлегий журналов при работе с текстами и др. элементами, сгенерированными ИИ; поставлены важные вопросы о значимости этических комитетов, политик журналов, работе с авторами и т.д.
  3. Фрэнсис Кроули (Бельгия) – известный в мире профессор биоэтики, председатель и член многих международных организаций и комиссий, связанных с исследовательской этикой, этической регуляцией ИИ, продвижением идей открытой науки и политики открытых данных (CODATA, CoARA, комиссии ЮНЕСКО, EOSC Future &RDA и т.д.) в своем выступлении познакомил участников вебинара с изменениями, внесенными в октябре 2024г. в текст Хельсинской Декларации Всемирной Медицинской Ассоциации (Декларация представляет собой изложение этических основ исследований, проводимых с участием людей, текст был одобрен ВМА в 1964г., последний пересмотр проводился в 2013г.). Также профессор Кроули обозначил те новые вызовы, которые стоят перед этикой в цифровую эпоху, акцентировав необходимость перехода от абстрактно-рассуждающей модели этики эпохи классической и неклассической науки к новой этике (биоэтике) открытой науки и к формированию директивных и регулятивных оснований новой этики, сопровождающей использование ИИ.

К сожалению, участникам вебинара не хватило заявленных 2 часов для осмысления и обсуждения поставленных спикерами и участниками вебинара проблем. Согласно поступившим предложениям, к следующему вебинару акцент будет сделан на дискуссию, общение участников с признанными авторитетами в области этического сопровождения и регулирования ИИ в странах СНГ и свободный обмен мнениями.

Полностью вебинар (как и предыдущие первый и второй вебинары можно посмотреть на Youtube-канале Республиканского центра биоэтики.

На вебинарах обсуждаются актуальные темы современного междисциплинарного знания – искусственный интеллект (ИИ) как инструмент открытой науки, этико-правовое сопровождение ИИ в исследованиях (на примере исследований с участием человека), этические комитеты и сопровождение исследований с применением ИИ, генеративный ИИ в образовании, науке, медицине и т.д.
Для выступления на вебинарах приглашаются учёные и практические специалисты из стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья, занимающиеся проблемами применения ИИ в науке и образовании. Приветствуется участие ученых, педагогов, студентов, магистрантов, аспирантов, практических специалистов: всех интересующихся вопросами применения и этического сопровождения искусственного интеллекта в образовании и научных исследованиях.

По вопросам обращаться:

Пройти опрос «Сhat GPT и другие инструменты генеративного ИИ: влияние на науку и современное образование».

Галерея

Щелкните, чтобы увеличить изображение

Другие новости


Недавние публикации