На философском семинаре обсудили тему парадигмы как формы функционирования и развития научного знания

27.09.2023

27 сентября 2023 г. состоялось очередное заседание философского семинара Института философии НАН Беларуси. С докладом по теме «Парадигма как форма функционирования и развития научного знания» выступил старший научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, кандидат философских наук, доцент Александр Куиш.

План доклада

  1. Роль парадигмы в системе современного философского и научного знания. (Куновское понятие парадигмы. Широкая дискуссия того времени. Альтернативные представления философов науки о развитии знания. Закрепление и распространение понятия. Проблемы со старым восприятием парадигмы в современных условиях (критика, широкое и зачатую некорректное употребление, замещение понятия, новое знание и др.). Развитие философии, науки, культуры и потребность в дальнейшем развитии представлений о формах существования и развития знания.)
  2. Т. Кун и его представления о парадигме. Куновское понимание перехода к новой парадигме. Обратим внимание на тот момент, что Кун при этом говорит о, так можно сказать, вырабатывании старой парадигмы, исчерпании её потенциала. Я бы с этим согласился и добавил, что речь также идёт о продвижении развивающегося знания к границам области действительности, в которой действует данная парадигма. Проблемные моменты.
  3. Сущность понятия парадигмы как формы знания, интегрирующего объективно-научный и социальный компоненты. Пояснить сущность этих компонент. Как наличие идеала объективного знания, к которому всегда стремились учёные и во многом его достигали, представить на основе, в частности, норм Мертона. Социальная составляющая и её влияние на научное знание. Современная ситуация постнеклассической рациональности и необходимость учёта социальной и субъективной компонент.
  4. Возникновение и функционирование парадигмы. Формирование парадигмы в процессе развития научного знания от факта к теории. Особенности функционирования и развития парадигмы в социо-научном пространстве.
  5. Развитие научного знания в парадигмальном контексте. Представления о связях и отношениях научных теорий и их применение к решению проблемы смены парадигм. Полипарадигмальность в условиях современности (постнеклассицизма). Прав ли был Кун, когда говорил о смене старой парадигмы новой? – Скорее нет, чем да, поскольку классическая парадигма считала (необоснованно, поскольку подтверждений в то время не было), что может распространять своё действие и на область микромира. Это оказалось не так, как только появились результаты первых исследований этой области реальности, которые привели к созданию новой теории и новой парадигмы, которая не входила в противоречие со старой, поскольку относилась к иной области физических явлений. Стресс произошёл в умах и убеждениях тех, кто считал классическую физику всеобщей. Для них оказалось великой драмой то, что драмой не являлось, а было продолжением увлекательного спектакля. Полипарадигмальность современной науки.
  6. Выводы. Представления о парадигме как основной форме функционирования научного знания. Роль и место иных представлений о развитии знания в научной картине мира. Парадигма в иных областях человеческого знания (социогуманитарное знание, философия, эстетика, политика и др.).

Другие новости


Недавние публикации