На философском семинаре обсудили тему парадигмы как формы функционирования и развития научного знания

27.09.2023

Даруйце, інфармацыя недаступная на беларускай мове For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

27 сентября 2023 г. состоялось очередное заседание философского семинара Института философии НАН Беларуси. С докладом по теме «Парадигма как форма функционирования и развития научного знания» выступил старший научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, кандидат философских наук, доцент Александр Куиш.

План доклада

  1. Роль парадигмы в системе современного философского и научного знания. (Куновское понятие парадигмы. Широкая дискуссия того времени. Альтернативные представления философов науки о развитии знания. Закрепление и распространение понятия. Проблемы со старым восприятием парадигмы в современных условиях (критика, широкое и зачатую некорректное употребление, замещение понятия, новое знание и др.). Развитие философии, науки, культуры и потребность в дальнейшем развитии представлений о формах существования и развития знания.)
  2. Т. Кун и его представления о парадигме. Куновское понимание перехода к новой парадигме. Обратим внимание на тот момент, что Кун при этом говорит о, так можно сказать, вырабатывании старой парадигмы, исчерпании её потенциала. Я бы с этим согласился и добавил, что речь также идёт о продвижении развивающегося знания к границам области действительности, в которой действует данная парадигма. Проблемные моменты.
  3. Сущность понятия парадигмы как формы знания, интегрирующего объективно-научный и социальный компоненты. Пояснить сущность этих компонент. Как наличие идеала объективного знания, к которому всегда стремились учёные и во многом его достигали, представить на основе, в частности, норм Мертона. Социальная составляющая и её влияние на научное знание. Современная ситуация постнеклассической рациональности и необходимость учёта социальной и субъективной компонент.
  4. Возникновение и функционирование парадигмы. Формирование парадигмы в процессе развития научного знания от факта к теории. Особенности функционирования и развития парадигмы в социо-научном пространстве.
  5. Развитие научного знания в парадигмальном контексте. Представления о связях и отношениях научных теорий и их применение к решению проблемы смены парадигм. Полипарадигмальность в условиях современности (постнеклассицизма). Прав ли был Кун, когда говорил о смене старой парадигмы новой? – Скорее нет, чем да, поскольку классическая парадигма считала (необоснованно, поскольку подтверждений в то время не было), что может распространять своё действие и на область микромира. Это оказалось не так, как только появились результаты первых исследований этой области реальности, которые привели к созданию новой теории и новой парадигмы, которая не входила в противоречие со старой, поскольку относилась к иной области физических явлений. Стресс произошёл в умах и убеждениях тех, кто считал классическую физику всеобщей. Для них оказалось великой драмой то, что драмой не являлось, а было продолжением увлекательного спектакля. Полипарадигмальность современной науки.
  6. Выводы. Представления о парадигме как основной форме функционирования научного знания. Роль и место иных представлений о развитии знания в научной картине мира. Парадигма в иных областях человеческого знания (социогуманитарное знание, философия, эстетика, политика и др.).

Іншыя навіны


Новыя публікацыі