Антонина Стебур выступила с лекцией в Интеллектуальном клубе «Женщины в философии»
11 июля 2018 г. в рамках заседания Интеллектуального клуба «Женщины в философии» прошла публичная лекция «Феминистский дискурс в белорусском современном искусстве». Лектор – Антонина Стебур – магистр социологии, куратор и исследователь, автор публикаций о современном искусстве. Среди ее проектов: выставка белорусского современного искусства «Забор» в Национальном художественном музее Беларуси; благотворительный выставочный проект «Имена»; выставочные проекты «Конденсат» и «Карантин». Лекцию посетили ученые, преподаватели вузов, художники, представители арт-сообщества и гражданского общества.
Докладчица отметила, что мировое художественное сообщество давно знакомо с понятием феминистского искусства. Еще в 60–70-х годах прошлого века арт-феминизм проявил себя как направление, сторонники которого выступают за право женщин быть признанными и вписанными в мировую историю культуры. Начало было положено группой WAR (Women Artists in Revolution / «Женщины-художницы бунтуют»), притязания которой находились в поле равной представленности женщин и мужчин в арт-среде. Однако, несмотря на продолжительное время существования феминистского искусства, белорусское художественное пространство остается не в полной мере включенным в данный дискурс. В некоторых случаях можно говорить о сознательном отмежевании от феминизма или его игнорировании даже с точки зрения исследовательского интереса. Тем не менее, А. Стебур подчеркнула, что представители арт-сообщества так или иначе затрагивают гендерную проблематику в своих работах, исследуют патриархальные паттерны, укорененные в коллективном сознании и проявляющиеся в индивидуальном опыте. Среди авторов таких работ можно отметить Ж. Гладко, А. Слободчикову, С. Шабохина, М. Святогор и др. Началом дискуссии о феминистских практиках в белорусском арт-пространстве можно считать круглый стол «Возможно ли в Беларуси феминистское искусство?» (2012), в ходе которого обсуждались вопросы специфики медиадискурса, описывающего женское искусство, исключения белорусских художниц из истории искусства, существования в Беларуси символического пространства для феминистского искусства.
По мысли А. Стебур, невозможно вычленить единый системный, последовательный, концептуальный подход в их работах. Однако жанрово, тематически обнаруживается стремление к рефлексии над властными практиками, шаблонами и матрицами восприятия своей идентичности, воспроизводимыми схемами поведения и социальными конструктами, которые лежат в основе белорусского общества. Стратегии, использующиеся художниками, весьма разнообразны, их визуальный язык претерпел множество трансформаций, он «произрастает» из той социальной реальности, в которую погружены они сами. Например, работы А. Слободчиковой выполнены в нарочито «бедной» эстетической манере, с использованием материалов, доступных в обиходе, что позволяет автору отразить особенности женского повседневного опыта. Серия «Яно тут» (2010) направлена на исследование того, каким образом конструируется медийный образ женщины, как происходит ее перевод из субъекта в объект и источник наслаждения.
Подводя итоги, лектор подчеркнула, что существует множество примеров того, как искусство, взаимодействуя со средой, с сообществами, трансформирует их и само качественно преображается, обогащаясь новыми художественными практиками, овладевая новыми языковыми средствами. В этом взаимодействии мы имеем возможность обратиться к своему личному и нашему совместному опыту проживания, разомкнуть границы восприятия и расширить исследовательские горизонты. В поле белорусского современного искусства остается множество вопросов и задач, как и в арт-среде, так и в производимом ею содержании, которые являются нераскрытыми, чью глубину еще только предстоит вывести на поверхность. Представляется, что подобная работа должна носить системный характер, обретать концептуальные рамки.
Галерея
Щелкните, чтобы увеличить изображение