Антонина Стебур выступила с лекцией в Интеллектуальном клубе «Женщины в философии»

13.07.2018

11 июля 2018 г. в рамках заседания Интеллектуального клуба «Женщины в философии» прошла публичная лекция «Феминистский дискурс в белорусском современном искусстве». Лектор – Антонина Стебур – магистр социологии, куратор и исследователь, автор публикаций о современном искусстве. Среди ее проектов: выставка белорусского современного искусства «Забор» в Национальном художественном музее Беларуси; благотворительный выставочный проект «Имена»; выставочные проекты «Конденсат» и «Карантин». Лекцию посетили ученые, преподаватели вузов, художники, представители арт-сообщества и гражданского общества.
Докладчица отметила, что мировое художественное сообщество давно знакомо с понятием феминистского искусства. Еще в 60–70-х годах прошлого века арт-феминизм проявил себя как направление, сторонники которого выступают за право женщин быть признанными и вписанными в мировую историю культуры. Начало было положено группой WAR (Women Artists in Revolution / «Женщины-художницы бунтуют»), притязания которой находились в поле равной представленности женщин и мужчин в арт-среде. Однако, несмотря на продолжительное время существования феминистского искусства, белорусское художественное пространство остается не в полной мере включенным в данный дискурс. В некоторых случаях можно говорить о сознательном отмежевании от феминизма или его игнорировании даже с точки зрения исследовательского интереса. Тем не менее, А. Стебур подчеркнула, что представители арт-сообщества так или иначе затрагивают гендерную проблематику в своих работах, исследуют патриархальные паттерны, укорененные в коллективном сознании и проявляющиеся в индивидуальном опыте. Среди авторов таких работ можно отметить Ж. Гладко, А. Слободчикову, С. Шабохина, М. Святогор и др. Началом дискуссии о феминистских практиках в белорусском арт-пространстве можно считать круглый стол «Возможно ли в Беларуси феминистское искусство?» (2012), в ходе которого обсуждались вопросы специфики медиадискурса, описывающего женское искусство, исключения белорусских художниц из истории искусства, существования в Беларуси символического пространства для феминистского искусства.
По мысли А. Стебур, невозможно вычленить единый системный, последовательный, концептуальный подход в их работах. Однако жанрово, тематически обнаруживается стремление к рефлексии над властными практиками, шаблонами и матрицами восприятия своей идентичности, воспроизводимыми схемами поведения и социальными конструктами, которые лежат в основе белорусского общества. Стратегии, использующиеся художниками, весьма разнообразны, их визуальный язык претерпел множество трансформаций, он «произрастает» из той социальной реальности, в которую погружены они сами. Например, работы А. Слободчиковой выполнены в нарочито «бедной» эстетической манере, с использованием материалов, доступных в обиходе, что позволяет автору отразить особенности женского повседневного опыта. Серия «Яно тут» (2010) направлена на исследование того, каким образом конструируется медийный образ женщины, как происходит ее перевод из субъекта в объект и источник наслаждения.
Подводя итоги, лектор подчеркнула, что существует множество примеров того, как искусство, взаимодействуя со средой, с сообществами, трансформирует их и само качественно преображается, обогащаясь новыми художественными практиками, овладевая новыми языковыми средствами. В этом взаимодействии мы имеем возможность обратиться к своему личному и нашему совместному опыту проживания, разомкнуть границы восприятия и расширить исследовательские горизонты. В поле белорусского современного искусства остается множество вопросов и задач, как и в арт-среде, так и в производимом ею содержании, которые являются нераскрытыми, чью глубину еще только предстоит вывести на поверхность. Представляется, что подобная работа должна носить системный характер, обретать концептуальные рамки.

Галерея

Щелкните, чтобы увеличить изображение

Другие новости


Недавние публикации