Круглый стол«Феномены европейской философской мысли (к юбилеям Ф. Ницше и М. Хайдеггера)»
Институт философии НАН Беларуси проводит круглый стол «Феномены европейской философской мысли (к юбилеям Ф. Ницше и М. Хайдеггера)», в рамках которого будет раскрыто философское и культурное значение наследия выдающихся немецких мыслителей Фридриха Ницше (175 лет со дня рождения) и Мартина Хайдеггера (130 лет со дня рождения), рассмотрены возможности творческого использования их идей как для развития гуманитарного научного знания, так и для осмысления актуальных проблем современной цивилизации.
В работе круглого стола приняли участие ученые НАН Беларуси и высших учебных заведений республики.
Круглый стол состоится 27 февраля 2020 г. с 11:00 — 17:00 по адресу: г. Минск, ул. В. Хоружей, 25/3, Гёте — Институт в Беларуси, 4-й этаж, конференц-зал.
Краткие аннотации докладов
Дудчик Андрей Юрьевич, заместитель директора по научной работе Института философии НАН Беларуси; кандидат философских наук, доцент
Приветственное слово от имени Института философии и Отделения гуманитарных наук и искусств НАН Беларуси
Бабосов Евгений Михайлович, главный научный сотрудник Института социологии НАН Беларуси, Председатель Белорусского философского общества; доктор философских наук, профессор, академик НАН Беларуси
От Ф. Ницше к М. Хайдеггеру… что дальше?
Румянцева Татьяна Герардовна, профессор кафедры философии культуры факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета; доктор философских наук, профессор
Ещё об одном «коперниканском перевороте» или: Ницше о философии и философах
Легчилин Анатолий Александрович, профессор кафедры философии культуры факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета; кандидат философских наук, профессор
Фридрих Ницше и Беларусь
В самом начале ХХ века в Беларуси появляются первые отклики на популярную тогда философию Ф. Ницше. В газете «Северо-Западный край» в 1903 году публикуется статья «Фр. Ницше и «любовь к дальнему». В ней тезисно излагаются идеи Ф. Ницше в контексте рассуждений русского философа С.Л. Л .Франка, изложенные в сборнике «Проблемы идеализма» (1903). Данное заседание состоялось в минском обществе любителей изящных искусств. С докладом выступил Д.М. Мейчик, выступление которого вызвало оживленный обмен мыслей. В нем принимали участие А.Ф. Александров, И.Я. Герцык, С.Д. Каминский, А.Н. Никольский, Каролицкий. Все участники достаточно позитивно высказались по поводу ницшеанских размышлений сути человека.
Альтернативную точку зрения на идеи Ф. Ницше представил богослов Д.В. Скрынченко (1874-1947), который с 1903 года по 1912 год работал педагогом истории и латинского языка в Минской духовной семинарии и был редактором «Минских епархиальных ведомостей». Он опубликовал в 1908 году работу «Ценность жизни по современно-философскому и христианскому учению». В ней с религиозных позиций дается критическая оценка философии Ф. Ницше. С тех же мировоззренческих позиций представил взгляды Ректор Минской духовной семинарии А. Юрашкевич в «Минских епархиальных ведомостях» в 1905 и 1908 годах.
Данные документы, нуждаются в историко-философском исследовании как свидетельства рецепции философско-мировоззренческих идей Ф. Ницше в Беларуси начала XX века.
Воробьева Светлана Викторовна, доцент кафедры философии культуры Белорусского государственного университета; кандидат философских наук, доцент
Риторика Фридриха Ницше
Новик Иван Михайлович, научный сотрудник Института философии НАН Беларуси
Метафізіка ўчынку: забойства Бога Ф. Ніцшэ і «Дурны настаўнік» М. Гарэцкага
Кривицкий Лев Владимирович, кандидат философских наук
Ницше и Хайдеггер
Завадский Михаил Борисович, ученый секретарь Института философии НАН Беларуси
Критика фундаментальной онтологии М. Хайдеггера в трудах Т. Адорно
В сообщении рассматриваются вопросы критической рецепции фундаментальной онтологии М. Хайдеггера в трудах Т. Адорно. Выявляется эвристический потенциал, влияние в истории философии и методологические границы подхода Т.Адорно к осмыслению и оценке наследия М. Хайдеггера.
Никонович Наталья Анатольевна, старший научный сотрудник Института философии НАН Беларуси; кандидат философских наук, доцент
Многомерность онтологического дискурса М. Хайдеггера в контексте проблем религиозной философии
В докладе эксплицированы онтологические конфигурации идей М. Хайдеггера. Осуществлена попытка операционализации идей М. Хайдеггера в методологическом ключе для анализа мифологических и религиозных констант культуры, дифференцирована многомерность онтологического дискурса М. Хайдеггера применительно к проблемам философии культуры и религии. Постулируется идея о том, что онтология мифо-религиозного субъекта (сознания) и онтология мифо-религиозной культуры – это те измерения, в которых мы можем развивать хайдеггеровский дискурс о бытии и сущем. Онтологический проект немецкого мыслителя в когнитивном отношении может быть использован как один из векторов методологии религиоведческого знания; стратегия фундаментальной онтологии может являться комплементарной по отношению к доминирующим парадигмам современного гуманитарного познания.
Куницкий Дмитрий Валерьевич, научный сотрудник Института философии НАН Беларуси
Философия М. Хайдеггера как отчаяние европейской метафизики
Осевое для экзистенциализма понятие отчаяния в философии Мартина Хайдеггера не занимает заметного места, уступая его, наряду с прочими, понятиям страха и ужаса. Вместе с тем оно весьма точно отражает место его идей в самой западноевропейской философской традиции. Несомненным для М. Хайдеггера было одно: безысходность европейской цивилизации на принятом ею пути и, что самое важное, непреодолимая отчаянность человеческого бытия, которую можно героически встретить и пережить, но нельзя отменить и преодолеть. Человеческое бытие способом das Man и Da-sein, по сути, духовную сущность такого способа бытия М.Хайдеггер справедливо полагал суррогатом бытия, формой убегания от бытия или забвения бытия. Что же касается бытия подлинного, то здесь, как и у всех европейских философов, по самой меньшей мере, модерна у М.Хайдеггера наблюдается некий индивидуальный порыв воображения или слепого умственного рывка, который у него вылился, в конечном счете, в программу своего рода умозрительно-созерцательной нирваны в условиях онтологической бездны и безысходности.
Сама философия М. Хайдеггера ставит перед нами вопрос: откуда тянутся истоки пути европейской мысли, приведшие ее в состояние отчаяния и безысходности с признанием таковых фундаментальными характеристиками бытия? Является ли этим путем и причиной отчаяния отрицание классической европейской метафизики или сама эта метафизика, если возможно определить границы таковой? По убеждению автора, внутри самой европейской философской традиции на этот вопрос ответ дать невозможно. Он ведет нас к границе самой европейской философии в глубины европейского Средневековья, когда произошел, если так можно выразиться, перевод стрелок мышления с христианского богословия на реминисценцию античной философии. При этом перевод этот происходил весьма тонко и отнюдь не в линейной последовательности, но в вечно возвращающейся внутренней полемике по известной спирали, постепенно подходя к материализму, позитивизму и постмодернистскому нигилизму. Отчужденность философии М. Хайдеггера от христианского богословия ограничила его способность выявить духовные корни как суррогатного способа бытия das Man, так и его преодоления в подлинном бытии. Тем не менее, следует признать, что выразить это отчаяние М. Хайдеггеру удалось, вероятно, в предельно доступной изнутри европейской философской традиции степени.
Дудчик Андрей Юрьевич, заместитель директора по научной работе Института философии НАН Беларуси; кандидат философских наук, доцент
«Ф. Ницше и другие Будды»: проект компаративной философии Дж. Вирта
Доклад об историко-философских исследованиях филологических работ Ф. Ницше, и, в частности, коллективном изучении вопроса о его конкурсной работе на должность профессора в Базельском университете.
Морозова Инесса Ивановна, старший научный сотрудник Института философии НАН Беларуси; кандидат филологических наук, доцент
Ницшеанство К.Н. Леонтьева
В докладе рассказывается о ницшеанстве К.Н. Леонтьева («ницшеанец» до Ницше), были рассмотрены основные точки соприкосновения в творческих системах двух мыслителей (примат эстетического над этическим, декларация эстетического оправдания культа красоты, силы, героического, неравенства и иерархии всех форм жизни, индивидуализма и персонализма, эстетическое неприятие мещанства и утилитаризма). Однако религиозные воззрения К.Н. Леонтьева и антирелигиозность Ф. Ницше находятся в разных плоскостях, не позволяющих утверждать об идентичности их богоборческих настроений.