2016–2020

В новейший период научно-исследовательской деятельности в Институте философии НАН Беларуси в рамках комплексного изучения философии и интеллектуальной культуры Беларуси эпохи Просвещения раскрыта природа и механизмы формирования ценностно-мировоззренческой матрицы, которая легла в основу процесса становления и развития белорусской нации. В качестве ее предпосылок и составляющих рассмотрен синтез этноязыковых картин мира (традиционный белорусский, русский, литовский, польский и др. компоненты), многоуровневый межкультурный и межконфессиональный диалог, идеи свободы и достоинства личности, сочетание идейно-мировоззренческих линий «западнорусизма» и «литвинизма», западного и восточного цивилизационного вектора в социальной практике. Выполнена концептуальная разработка идеологии просветительства в Беларуси в контексте взглядов А. Довгирда, Я. Снядецкого, Ю. Голуховского, М. Вишневского. Полученные результаты легли в основу 4-го тома шеститомной «Истории философской и общественно-политической мысли Беларуси», серии научных статей и выступлений в СМИ.

Обоснована экспертно-методологическая модель реализации принципа и ценности достоинства личности в социально-технологических условиях глобального общества. Она ориентирована на выявление конкретного содержания достоинства личности как нравственного императива и регулятора общественных отношений в таких сферах, как государственно-частное партнерство, предпринимательская деятельность, социальные коммуникации, межкультурный диалог и диалог поколений. В модели учитывается радикальную трансформация образа достоинства в условиях внедрения высоких технологий, воздействующих на сознание и телесность (манипулятивные коммуникации; дополненная реальность; техника с элементами искусственного интеллекта; цифровые импланты и др.). Построена система критериев достоинства человека и угроз ему на основе конвергенционной триады «достоинство – права – ответственность». Социокультурный комплекс достоинства в глобализирующемся обществе отражен на ряде концептуальных уровней: личностное достоинство; социально-групповое достоинство (семья, соседская община, церковь); национально-культурное достоинство; универсальное (общечеловеческое) достоинство.
В контексте данных методологических установок проанализированы пути воздействия рискогенных факторов социальной действительности на режимы функционирования ключевых сфер общества, а также коллективные и субъективно-личностные представления о социальной динамике. Обозначен вектор ценностной трансформации нормативной модели социальности в направлении общества, основанного на идее и принципах безопасности. Полученные результаты апробированы в ходе представительной международной научной конференции «Философское знание и вызовы цивилизационного развития», отражены в фундаментальной монографии «Логика достоинства и свободы личности», серии научных статей.

Системно проанализировано значение логико-философских ценностей для гуманитарного знания, особенности функционирования ценностных факторов познавательной деятельности. Выявлены и раскрыты принципы введения нормативных модальных категорий в системе социально-гуманитарного знания. Обоснованы параметры создания и критерии оценки социогуманитарных технологий как качественно новых форм организации социотехнологической практики, обладающих такими чертами, как человекомерность, интерактивность (двунаправленность взаимодействия между субъектом-источником, агентом и реципиентом технологии), рефлексивность (воздействие восприятия и понимания технологии всеми субъектами технологического процесса на его характер), медианомичность (формирование системы ценностей под воздействием общественных коммуникаций и сетевых медиа), субсидиарность (максимальное задействование потенциалов различных субъектов и гармонизация их участия), вариативность, адаптивность и адресность.

Построена новая концептуальная модель понимания и диагностики человеческого капитала, связанная с учетом личностных компетенций в сфере здоровьесозидания, экологической культуры, ресурсосберегающего поведения. Раскрыты место и роль культурно-экологических показателей в формировании представлений о жизненном благополучии, а также функции экологической культуры в гармонизации жизненной стратегии личности. Определен спектр влияния религиозного фактора на формирование системы ценностей современного белорусского общества по векторам реморализации, стабилизации и энтропизации нравственно-мировоззренческой сферы. С учетом этих результатов разработан комплекс рекомендаций по реализации комплекса мер по повышению интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Беларуси, формирования у них эколого-культурных ценностей.

Выполнено концептуальное осмысление проблемы консолидации общества в глобальном и национальном масштабе. Определены факторы и магистральные направления социальной консолидации. В проекции на социокультурную практику в Республике Беларусь сформулированы основные методологические подходы к пониманию региональной идентичности как средства преодоления экономической, политической, этнической нестабильности, создания пояса стран, устойчивое развитие которых выступает гарантом режима добрососедства и партнерства в международно-политическом масштабе. Сформулированы методы конструирования структурно-динамической модели геополитической и геокультурной субъектности Беларуси на четырех функциональных уровнях: социально-конструктивистский подход к исследованию культурной идентичности; раскрытие взаимной скоррелированности становления субъективности и идентичности коллективных субъектов социокультурного развития; мир-системный анализ внешнеполитической стратегии Беларуси; исследование особенностей имплементации международных стандартов обеспечения прав человека.

Полученные результаты нашли применение в разработке комплекса информационно-аналитических и методических материалов в поддержку деятельности государства и общественных институтов по повышению туристической привлекательности Республики Беларусь и эффективности функционирования туристической инфраструктуры страны, использованы в выполнении работ в интересах Национального агентство по туризму Республики Беларусь, а также научно-методической и учебной деятельности.



Новости по теме


Публикации по теме