2016–2020

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

В новейший период научно-исследовательской деятельности в Институте философии НАН Беларуси в рамках комплексного изучения философии и интеллектуальной культуры Беларуси эпохи Просвещения раскрыта природа и механизмы формирования ценностно-мировоззренческой матрицы, которая легла в основу процесса становления и развития белорусской нации. В качестве ее предпосылок и составляющих рассмотрен синтез этноязыковых картин мира (традиционный белорусский, русский, литовский, польский и др. компоненты), многоуровневый межкультурный и межконфессиональный диалог, идеи свободы и достоинства личности, сочетание идейно-мировоззренческих линий «западнорусизма» и «литвинизма», западного и восточного цивилизационного вектора в социальной практике. Выполнена концептуальная разработка идеологии просветительства в Беларуси в контексте взглядов А. Довгирда, Я. Снядецкого, Ю. Голуховского, М. Вишневского. Полученные результаты легли в основу 4-го тома шеститомной «Истории философской и общественно-политической мысли Беларуси», серии научных статей и выступлений в СМИ.

Обоснована экспертно-методологическая модель реализации принципа и ценности достоинства личности в социально-технологических условиях глобального общества. Она ориентирована на выявление конкретного содержания достоинства личности как нравственного императива и регулятора общественных отношений в таких сферах, как государственно-частное партнерство, предпринимательская деятельность, социальные коммуникации, межкультурный диалог и диалог поколений. В модели учитывается радикальную трансформация образа достоинства в условиях внедрения высоких технологий, воздействующих на сознание и телесность (манипулятивные коммуникации; дополненная реальность; техника с элементами искусственного интеллекта; цифровые импланты и др.). Построена система критериев достоинства человека и угроз ему на основе конвергенционной триады «достоинство – права – ответственность». Социокультурный комплекс достоинства в глобализирующемся обществе отражен на ряде концептуальных уровней: личностное достоинство; социально-групповое достоинство (семья, соседская община, церковь); национально-культурное достоинство; универсальное (общечеловеческое) достоинство.
В контексте данных методологических установок проанализированы пути воздействия рискогенных факторов социальной действительности на режимы функционирования ключевых сфер общества, а также коллективные и субъективно-личностные представления о социальной динамике. Обозначен вектор ценностной трансформации нормативной модели социальности в направлении общества, основанного на идее и принципах безопасности. Полученные результаты апробированы в ходе представительной международной научной конференции «Философское знание и вызовы цивилизационного развития», отражены в фундаментальной монографии «Логика достоинства и свободы личности», серии научных статей.

Системно проанализировано значение логико-философских ценностей для гуманитарного знания, особенности функционирования ценностных факторов познавательной деятельности. Выявлены и раскрыты принципы введения нормативных модальных категорий в системе социально-гуманитарного знания. Обоснованы параметры создания и критерии оценки социогуманитарных технологий как качественно новых форм организации социотехнологической практики, обладающих такими чертами, как человекомерность, интерактивность (двунаправленность взаимодействия между субъектом-источником, агентом и реципиентом технологии), рефлексивность (воздействие восприятия и понимания технологии всеми субъектами технологического процесса на его характер), медианомичность (формирование системы ценностей под воздействием общественных коммуникаций и сетевых медиа), субсидиарность (максимальное задействование потенциалов различных субъектов и гармонизация их участия), вариативность, адаптивность и адресность.

Построена новая концептуальная модель понимания и диагностики человеческого капитала, связанная с учетом личностных компетенций в сфере здоровьесозидания, экологической культуры, ресурсосберегающего поведения. Раскрыты место и роль культурно-экологических показателей в формировании представлений о жизненном благополучии, а также функции экологической культуры в гармонизации жизненной стратегии личности. Определен спектр влияния религиозного фактора на формирование системы ценностей современного белорусского общества по векторам реморализации, стабилизации и энтропизации нравственно-мировоззренческой сферы. С учетом этих результатов разработан комплекс рекомендаций по реализации комплекса мер по повышению интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Беларуси, формирования у них эколого-культурных ценностей.

Выполнено концептуальное осмысление проблемы консолидации общества в глобальном и национальном масштабе. Определены факторы и магистральные направления социальной консолидации. В проекции на социокультурную практику в Республике Беларусь сформулированы основные методологические подходы к пониманию региональной идентичности как средства преодоления экономической, политической, этнической нестабильности, создания пояса стран, устойчивое развитие которых выступает гарантом режима добрососедства и партнерства в международно-политическом масштабе. Сформулированы методы конструирования структурно-динамической модели геополитической и геокультурной субъектности Беларуси на четырех функциональных уровнях: социально-конструктивистский подход к исследованию культурной идентичности; раскрытие взаимной скоррелированности становления субъективности и идентичности коллективных субъектов социокультурного развития; мир-системный анализ внешнеполитической стратегии Беларуси; исследование особенностей имплементации международных стандартов обеспечения прав человека.

Полученные результаты нашли применение в разработке комплекса информационно-аналитических и методических материалов в поддержку деятельности государства и общественных институтов по повышению туристической привлекательности Республики Беларусь и эффективности функционирования туристической инфраструктуры страны, использованы в выполнении работ в интересах Национального агентство по туризму Республики Беларусь, а также научно-методической и учебной деятельности.



Related news


Related publications