2011–2015

В ходе исследований 2011–2015 гг. была сформулирована концепция интеллектуального капитала Беларуси, его составляющих и механизмов роста в социально-экономических условиях современности. Она раскрывает природу и структуру интеллектуального капитала, взаимосвязь его научного, образовательного и духовно-культурного компонентов, новые критерии и требования к интеллектуальному капиталу, которые выдвигает общество, основанное на знаниях. Отражена роль, которую в росте интеллектуального капитала играют социально-организационные, управленческие, экономические, нравственно-мировоззренческие, психологические компоненты. Отмечены факторы риска, влекущие снижение интеллектуального капитала общества (недооценка роли науки, кризис социально-гуманитарного и инженерного образования, разрыв духовной преемственности поколений и др.), обоснованы пути их преодоления. Такое целостное понимание интеллектуального капитала позволяет на новом уровне системности планировать социальную, культурную и научно-образовательную политику государства, разрабатывать конкретные механизмы участия в интеграционных проектах, целенаправленно улучшать позиционирование Беларуси на глобальном рынке инвестиций, интеллектуальных кадров, наукоемких товаров и услуг. Результаты работы нашли отражение в монографии «Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь» (Минск 2015).

Разработаны методологические основания перспективной для Республики Беларусь стратегии меж- и трансдисциплинарного синтеза в организации научного процесса. Эта стратегия учитывает трансформацию статуса науки и научной рациональности в информационную эпоху, спектр производственно-технологических, социальных, экономических, нравственных критериев функционирования науки в обществе, основанном на знаниях. Она отражает коммуникативный подход к организации научной, производственной, управленческой, образовательно-воспитательной деятельности, а также созданные в последние годы аналитические модели «сервис-ориентированной науки» («service-oriented science»), «науки петамасштабов данных» («petascale science»), «открытой», «электронной науки». Разработка ориентируется на решение задач по построению человекомерной техносреды, в которой происходит эффективная социализация и гуманизация высоких технологий. Она показывает пути совершенствования научного процесса в социально-гуманитарной сфере (в частности, через деятельность рефлексивных научно-экспертных сообществ на принципах субсидиарности, конкурентности, аксиоцентризма, кластеризации). Полученные результаты раскрыты в монографиях «Философские проблемы междисциплинарного синтеза» (Минск 2015), «Становление информационного общества: коммуникационно-эпистемологические и культурно-цивилизационные основания» (Минск 2015), серии статей.

Раскрыты закономерности построения систем непрерывного совершенствования деятельности предприятий средствами менеджмента знаний. Определены важнейшие функциональные блоки системы управления знаниями (создание, формализация, коррекция, структурирование, сохранение, распространение и использование знаний; аудит знаний) с обоснованием методик реализации каждого блока. Описаны организационные формы систем управления знаниями, оптимальные для каждого этапа жизненного цикла предприятия. В компаративном ключе выполнено исследование формирования и функционирования экспертной среды Беларуси и соседних государств. Предложена методологическая модель партнерства экспертных сообществ, общественных институтов и государственных органов в интересах эффективного социального менеджмента, гибкой адаптации к социально-экономической динамике.

Обоснован комплекс теоретико-методологических предпосылок и практических инструментов управления развитием информационного общества в Беларуси. Сформировано принципиально новое понимание роли личности в общественных трансформациях, системы факторов личностного порядка, определяющих устойчивость и развитие социокультурной среды. Понятия «культура личности» и «достоинство личности» обобщены в социально-онтологическом и функциональном ракурсе (как критерий социального развития и основа действий по преодолению духовно-нравственного кризиса, формированию здорового образа жизни и позитивных ценностных установок). Научно-теоретические и практические аспекты данной концепции изложены в монографиях и сборниках «Глобализация: конвергенция – достоинство и права человека» (Минск 2015), «Молодежь в зоне риска: социально-культурные основы профилактики пьянства и алкоголизма» (Минск 2015). Обоснованные методологические подходы применены к исследованию социокультурной динамики молодежной среды, в частности, изменений социально-коммуникативных ценностей молодежи в последние годы (ценностно-психологические основания и границы «личной жизни», информационные и культурные предпочтения, отношение к традиционным и сетевым медиа). Выявлены структурные элементы социального пространства на платформе электронно-сетевых медиа, и эксплицированы особенности медиаповедения белорусской молодежи.

Проведена системная реконструкция становления интеллектуальной культуры Беларуси, ее научно-философских, социально-политических, богословских составляющих в XVII–XVIII вв. Раскрыт статус, формы и функции религиозной философии в интеллектуальной истории Беларуси, взаимосвязь ее концептуальных элементов (экклезиология, эсхатологиия, сотериология, экзегетика и др.). Выполнен комплексный анализ теоретического наследия выдающихся представителей православной мысли в Великом княжестве Литовском XVII века (Игнатий Иевлевич, Афанасий Филиппович, Симеон Полоцкий) как внутренне целостной мировоззренческой системы. Эти и другие разработки вошли в содержание 4-го и 5-го тома многотомной «Истории философской и общественно-политической мысли Беларуси».

Разработан пакет экспертных технологий и услуг, оказываемых на коммерческой основе отечественным и иностранным потребителям. Пакет включает методические наработки по организации научно-практических конференций, семинаров, круглых столов; методические комплексы по нравственно-семиологической экспертизе рекламной продукции и публикаций СМИ; по выявлению и снятию системных ограничений в деятельности предприятия, повышению его инвестиционной привлекательности через систему управления знаниями; аудиту морально-психологического климата и стиля управления в производственных коллективах; по формированию метапредметных компетенций у учащихся средствами учебно-методического комплекса «Философия в школе» и др.



Новости по теме


Публикации по теме