2011–2015

Даруйце, інфармацыя недаступная на беларускай мове For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

В ходе исследований 2011–2015 гг. была сформулирована концепция интеллектуального капитала Беларуси, его составляющих и механизмов роста в социально-экономических условиях современности. Она раскрывает природу и структуру интеллектуального капитала, взаимосвязь его научного, образовательного и духовно-культурного компонентов, новые критерии и требования к интеллектуальному капиталу, которые выдвигает общество, основанное на знаниях. Отражена роль, которую в росте интеллектуального капитала играют социально-организационные, управленческие, экономические, нравственно-мировоззренческие, психологические компоненты. Отмечены факторы риска, влекущие снижение интеллектуального капитала общества (недооценка роли науки, кризис социально-гуманитарного и инженерного образования, разрыв духовной преемственности поколений и др.), обоснованы пути их преодоления. Такое целостное понимание интеллектуального капитала позволяет на новом уровне системности планировать социальную, культурную и научно-образовательную политику государства, разрабатывать конкретные механизмы участия в интеграционных проектах, целенаправленно улучшать позиционирование Беларуси на глобальном рынке инвестиций, интеллектуальных кадров, наукоемких товаров и услуг. Результаты работы нашли отражение в монографии «Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь» (Минск 2015).

Разработаны методологические основания перспективной для Республики Беларусь стратегии меж- и трансдисциплинарного синтеза в организации научного процесса. Эта стратегия учитывает трансформацию статуса науки и научной рациональности в информационную эпоху, спектр производственно-технологических, социальных, экономических, нравственных критериев функционирования науки в обществе, основанном на знаниях. Она отражает коммуникативный подход к организации научной, производственной, управленческой, образовательно-воспитательной деятельности, а также созданные в последние годы аналитические модели «сервис-ориентированной науки» («service-oriented science»), «науки петамасштабов данных» («petascale science»), «открытой», «электронной науки». Разработка ориентируется на решение задач по построению человекомерной техносреды, в которой происходит эффективная социализация и гуманизация высоких технологий. Она показывает пути совершенствования научного процесса в социально-гуманитарной сфере (в частности, через деятельность рефлексивных научно-экспертных сообществ на принципах субсидиарности, конкурентности, аксиоцентризма, кластеризации). Полученные результаты раскрыты в монографиях «Философские проблемы междисциплинарного синтеза» (Минск 2015), «Становление информационного общества: коммуникационно-эпистемологические и культурно-цивилизационные основания» (Минск 2015), серии статей.

Раскрыты закономерности построения систем непрерывного совершенствования деятельности предприятий средствами менеджмента знаний. Определены важнейшие функциональные блоки системы управления знаниями (создание, формализация, коррекция, структурирование, сохранение, распространение и использование знаний; аудит знаний) с обоснованием методик реализации каждого блока. Описаны организационные формы систем управления знаниями, оптимальные для каждого этапа жизненного цикла предприятия. В компаративном ключе выполнено исследование формирования и функционирования экспертной среды Беларуси и соседних государств. Предложена методологическая модель партнерства экспертных сообществ, общественных институтов и государственных органов в интересах эффективного социального менеджмента, гибкой адаптации к социально-экономической динамике.

Обоснован комплекс теоретико-методологических предпосылок и практических инструментов управления развитием информационного общества в Беларуси. Сформировано принципиально новое понимание роли личности в общественных трансформациях, системы факторов личностного порядка, определяющих устойчивость и развитие социокультурной среды. Понятия «культура личности» и «достоинство личности» обобщены в социально-онтологическом и функциональном ракурсе (как критерий социального развития и основа действий по преодолению духовно-нравственного кризиса, формированию здорового образа жизни и позитивных ценностных установок). Научно-теоретические и практические аспекты данной концепции изложены в монографиях и сборниках «Глобализация: конвергенция – достоинство и права человека» (Минск 2015), «Молодежь в зоне риска: социально-культурные основы профилактики пьянства и алкоголизма» (Минск 2015). Обоснованные методологические подходы применены к исследованию социокультурной динамики молодежной среды, в частности, изменений социально-коммуникативных ценностей молодежи в последние годы (ценностно-психологические основания и границы «личной жизни», информационные и культурные предпочтения, отношение к традиционным и сетевым медиа). Выявлены структурные элементы социального пространства на платформе электронно-сетевых медиа, и эксплицированы особенности медиаповедения белорусской молодежи.

Проведена системная реконструкция становления интеллектуальной культуры Беларуси, ее научно-философских, социально-политических, богословских составляющих в XVII–XVIII вв. Раскрыт статус, формы и функции религиозной философии в интеллектуальной истории Беларуси, взаимосвязь ее концептуальных элементов (экклезиология, эсхатологиия, сотериология, экзегетика и др.). Выполнен комплексный анализ теоретического наследия выдающихся представителей православной мысли в Великом княжестве Литовском XVII века (Игнатий Иевлевич, Афанасий Филиппович, Симеон Полоцкий) как внутренне целостной мировоззренческой системы. Эти и другие разработки вошли в содержание 4-го и 5-го тома многотомной «Истории философской и общественно-политической мысли Беларуси».

Разработан пакет экспертных технологий и услуг, оказываемых на коммерческой основе отечественным и иностранным потребителям. Пакет включает методические наработки по организации научно-практических конференций, семинаров, круглых столов; методические комплексы по нравственно-семиологической экспертизе рекламной продукции и публикаций СМИ; по выявлению и снятию системных ограничений в деятельности предприятия, повышению его инвестиционной привлекательности через систему управления знаниями; аудиту морально-психологического климата и стиля управления в производственных коллективах; по формированию метапредметных компетенций у учащихся средствами учебно-методического комплекса «Философия в школе» и др.



Навіны па тэме


Публікацыі па тэме