Институт философии совместно с Россотрудничеством провели круглый стол к юбилеям К. Леонтьева и В. Розанова

24.06.2021

Даруйце, інфармацыя недаступная на беларускай мове For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Институт философии НАН Беларуси 24 июня 2021 г. провел в Представительстве Россотрудничества в Республике Беларусь — Российском центре науки и культуры в г. Минске круглый стол «К. Леонтьев и В. Розанов: консерватизм, византизм, мистицизм et cetera (к юбилеям русских философов)».

В работе круглого стола приняли участие ученые НАН Беларуси и высших учебных заведений республики, которые раскрыли философское и культурное значение наследия выдающихся русских мыслителей К. Леонтьева (190 лет со дня рождения) и В. Розанова (165 лет со дня рождения), рассмотрели возможности творческого использования их идей как для развития гуманитарного научного знания, так и для осмысления актуальных проблем современности.

Академик НАН Беларуси Е.М. Бабосов представил научный доклад «Философское эссе В. Розанова «Легенда о Великом инквизиторе» Ф. М. Достоевского», в котором отметил органическую взаимопересекающуюся интеграцию бытового и философского, политического и интимного, возвышенного и трагического в разнообразном творческом наследии В. Розанова, рассматривающего «Легенду» Ф. Достоевского как идею окончательного устроения судеб человечества, учитывая сложность и противоречивость его исторического развития.

В докладе-презентации м.н.с. Института философии Д.В. Столярова «Проблема семьи в философии В. Розанова» был представлен анализ воззрений мыслителя на брачно-семейный социальный институт, являющийся одним из важнейших в философской аналитике В. Розанова, выступавшего в защиту зарегистрированного венчаного брака, нацеленного на продолжение человеческого рода и отрицавшего форму сожительства. В дальнейшем идеи В. Розанова оказали существенное влияние на развитие философского знания, принимая во внимание компромиссный вариант мыслителя между религиозной метафизикой и строгим рационализмом.

С.н.с. Института философии, к.фил.н., доц. И.И. Морозова выступила с докладом «Переписка К. Леонтьева и В. Розанова: темы, идеи», в котором подчеркнула, что именно В. Розанов, открывший К. Леонтьева для последующих поколений, создал ряд статей, в которых определил основные элементы его сложного мировоззренческого синтеза, антиномичность взглядов, преждевременность и невписываемость К. Леонтьева в схему общественных и эстетических направлений ХIХ века. В переписке двух мыслителей К. Леонтьев выступал в качестве комментатора собственных воззрений, дополнивших представления В. Розанова, который, в свою очередь, испытал существенное влияние идейной системы К. Леонтьева.

С.н.с. Института философии, к.ф.н., доц. В.К. Игнатов выступил с докладом «Миросозерцание К. Леонтьева: позднее славянофильство или его духовная смерть?», в котором подчеркнул различия во взглядах К. Леонтьева и представителей классического славянофильства, проявившиеся в оценке западной культуры, панславизма, развитии православного вероучения, отношения к свободе, исторических перспектив русского народа.

Н.с. Института философии Д.В. Куницкий в докладе «Политэкономическая философия К. Леонтьева» подчеркнул значительный вклад мыслителя в политэкономическое знание и непосредственно в дело становления русской консервативной политэкономической школы, который с консервативной позиции и духовно-антропологической высоты обозрения подвергнул критике либерально-рыночную форму капитализма.

Доц. ГГУ им. Ф. Скорины, к.ф.н. В.А. Одиноченко представил доклад «К. Леонтьев о духовной основе культуры», в котором отметил актуальность творческого наследия философа, логичность и последовательность, присущие социальным взглядам русского мыслителя, критиковавшего либерально-демократические процессы, являющиеся основой разрушения культуры. Особую значимость представляют взгляды К. Леонтьева о сохранении национальной самобытности культуры.

Зав. отделом Института философии, к.ф.н., доц. Н.Е. Захарова в обстоятельном докладе «Природа прогресса и развития в философии К. Н. Леонтьева» отметила, что прогресс у мыслителя определяется как такое повышение степени системной организации объекта, которое позволяет новой системе выполнять функции, более сложные по отношению к исходному уровню. Поэтому взгляды К. Леонтьева являются идейным основанием для развертывания коэволюционно-гуманистических трактовок развития социоприодных систем.

Заместитель директора по научной работе Института философии, к.ф.н, доц. А.Ю. Дудчик и руководитель Представительства Россотрудничества в Республике Беларусь Э.Ф. Крусткалн отметили важность проведения подобного рода мероприятий, способствующих укреплению межкультурных и научных связей Беларуси и России.


Іншыя навіны


Новыя публікацыі