В Институте философии прошел круглый стол, приуроченный к Международному дню женщин и девочек в науке
9 февраля 2024 г. в Институте философии НАН Беларуси прошел Круглый стол «Популяризация науки в детской и молодежной среде как фактор устойчивого развития», приуроченный к Международному дню женщин и девочек в науке (11 февраля 2024 г).
Цель круглого стола – обсудить формы популяризации научного знания и способы вовлечения в науку детей и молодежи в соответствии с задачами Стратегии «Наука и технологии: 2018–2040».
В работе круглого стола приняли участие представители семи организаций НАН Беларуси, в том числе институтов экономики, социологии, микробиологии, мясо-молочной промышленности, Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси и других.
Директор Республиканского центра трансфера технологий Успенский А.А. подчеркнул, что необходимо уделять повышенное внимание популяризации науки – доступному изложению научных знаний, ориентированному на массовую аудиторию нацеленному на развлечение и привлечение в науку детей и молодежи.
Научный сотрудник Института социологии НАН Беларуси Соловей А.П. подчеркнула, что в Национальной академии наук Беларуси доля женщин среди исследователей составляет 49,7 %, что больше на 10,5 %, чем по стране в целом.
Заведующая центром человеческого развития и демографии Института экономики НАН Беларуси Боброва А.Г. поделилась результатами исследования «Оценка потребности популяризации науки в дошкольных учреждениях» на базе ведомственных детских садов, подчеркнула высокую заинтересованность родителей в приобщении к науке в самого раннего возраста.
Заведующая кафедрой педагогики факультета социально-педагогических технологий БГПУ им. М.Танка Сиренко С.Н. совместно с студенткой 4 курса факультета естествознания Котович М.С. представила проект «Образовательный налог» как способ интеграции усилий общества и школы по вовлечению молодежи в научно-исследовательскую деятельность», в котором предлагается ввести «образовательный налог», который платят не деньгами, а временными и содержательными квотами: выделить 13% эфирного времени в СМИ и 13% времени, отводимого на воспитательную работу в школе, посвятив его популяризации науки, а также освоению азов научной деятельности.
Заместитель директора по научной работе Института философии НАН Беларуси Дудчик А.Ю. рассказал о традициях изучения философии школьниками в различных странах, о международных олимпиадах по философии для школьников, которые проводятся при поддержке Международной федерации философских обществ, о возможностях и проблемах, связанных с проведением подобных конкурсов в дистанционном формате.
Представитель Национального детского технопарка Вронко А.Ю. поделилась опытом об особенностях работы с одаренными учащимися, которые проходят обучение в рамках образовательных смен Национального деткого технопарка. Научный сотрудник Института микробиологии НАН Беларуси Барейко А.А. подчеркнула значимость Фестиваля науки, призвала участников круглого стола делиться идеями, способами работы с детьми и подростками по вовлечению их в научную деятельность. Заведующая сектором комплексных исследований мясных продуктов Института мясо-молочной промышленности НАН Беларуси Калтович И.В. рассказала о проекте «3D-пищевой принтинг», подчеркнула роль яркой визуализации для детей. Заведующая отделом исследований глобализации, регионализации и социокультурных исследований Института философии НАН Беларуси Кутузова Н.А. рассказала о способах вовлечении детей и молодежи в научную деятельность в Китае и Израиле. Научный сотрудник Института философии НАН Беларуси Середа Ю.П. высказала рекомендации относительно повышения качества содержания материалов в печатных СМИ, предупреждения распространения псевдонаучных знаний, а также особое внимание обратила на необходимость поиска адекватной формы подачи информации.
Международный день женщин и девочек в науке ежегодно отмечается 11 февраля, этот день учрежден резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 22 декабря 2015 года. Его миссия состоит в том, чтобы объединить усилия государств-членов ООН для продвижения полноценного и равноправного участия женщин и девочек в процессах занятости и принятия решений в научной области, способствовать более широкому приобщению женщин и девочек к сфере науки, поощрять развитие научной карьеры и признавать достижения женщин в науке.