В Институте философии прошел семинар к 120-летию Александра Кожева

19.12.2022

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

19 декабря 2022 г. прошло заседание философского семинара в онлайн формате, которое было посвящено 120-летнему юбилею Александра Кожева. С докладом по теме «Атеизм без свободы в антропологии Кожева: к 120 летию философа» выступили кандидат философских наук Иван Курилович (Российский государственный гуманитарный университет) и Михаил Голубов (Высшая школа экономики).

Аннотация

В докладе рассматривалась проблема гетеромности субъекта самосознания в рамках философского проекта представителя французского неогегельянства Александра Кожева. Атеистическая философия Кожева имеет своей целью возвращение человеку достоинства свободного существа перед лицом отсутствия христианского Бога. С этой целью Кожев прибегает к прочитанной им оригинальным образом феноменологии Гегеля-Хайдеггера. Исходя из последней он доказывает, во-первых, происхождение человеческого самосознания из желания, а не из разума, как полагала классическая философия, и, во-вторых, принципиальную конечность (смертность) человека. В докладе демонстрируется как именно Кожев выводит появление человеческого самосознания из неприродного желания признания, а также какой именно философской традиции он адресует критику в своем неэссенциалистском подходе к человеку. Эти тезисы, сосредоточенные, в первую очередь, против фигуры Декарта, призваны доказать, что самосознание автономно, что, согласно мысли Кожева, совпадает с атеистической интуицией о несуществовании Бога. По его мнению, противоположный теистический тезис делает самосознание гетерономным: мыслит и действует не человек, а бесконечный Бог, в то время как человек полностью лишается агентности как субъект. В докладе был предложен анализ его аргументации, исходя из текстов, написанных в разные годы. В ходе анализа понятия свободы демонстрировалось, что свобода человека доказана Кожевым только в одном из узких смыслов этого слова. Критика теистической позиции необязательно приводит к доказательству автономности эго. Кроме того, исходя из поставленных самим Кожевым условий делается вывод о том, что христианский Бог не является единственным возможным условием гетерономности эго, что сближает Кожева с «мастерами подозрения».

Gallery

Click image to enlarge

More news


Recent publications