Круглый столБытие и бессмертие (Истина. Ценности. Познание)к 100-летию выдающегося белорусского философа Алексея Климентьевича Манеева

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

26 мая 2021 г. в Институте философии НАН Беларуси прошел Круглый стол «Бытие и бессмертие (Истина. Ценности. Познание) к 100-летию выдающегося белорусского философа Алексея Климентьевича Манеева».

Алексей Климентьевич Манеев — выдающийся белорусский философ второй половины XX века, значимая фигура в истории Института философии Национальной академии наук Беларуси. Своим творчеством он внес существенный вклад в исследование философских проблем методологии, логики, онтологии. Его перу принадлежат более ста научных публикаций, в том числе шесть монографических исследований.

Многогранный талант ученого проявляется в необычайно широком спектре изысканий: это предмет формальной логики и диалектика; анализ апорий Зенона Элейского; философское исследование антиномий науки; выявление и раскрытие типов противоречий и множество других проблем философско-методологического содержания. Значительное внимание Алексей Климентьевич уделяет разработке вопросов преемственности в развитии категорий в процессе познания. При этом с особой глубиной он исследует существенные для философского понимания природы и общества категории пространства, времени, движения, противоречия, развития, проводя их системное, комплексное рассмотрение. Философское исследование вопросов движения и развития естественным образом направило интерес А. К. Манеева к проблемам становления, возникновения и уничтожения, вечности и бессмертия.

А. К. Манеев в своих исследовательских поисках, в постановке и разработке ряда проблем явно выходил за рамки господствовавшей в советские времена диалектико-материалистической парадигмы.

Яркой чертой в творчестве Алексея Климентьевича является и стремление найти свое оригинальное философское решение ряда вечных проблем, волнующих умы и души людей: возникновение, бытие, время, вечность, жизнь, бессмертие и др. К этому направлению исследований относится его концепция субстанции. Для разрабатываемого им гипотетического учения о субстанции характерна исследовательская смелость, оригинальность и основательность. Оно развивается в нескольких работах, в том числе в монографии «Движение, противоречие, развитие» (Минск, 1980). Субстанция трактуется как континуально-полевая сущность, являющаяся исходной причиной всего имеющегося во Вселенной. В интерпретации А. К. Манеева субстанция – это безначально существующая (т. е. подлинно вечная) целостная реальность полевого типа. Ей присуща созидательная самоактивность, проявляющаяся в порождении микро- и макросистем. Макромасштабными порождениями субстанции, согласно концепции А. К. Манеева, являются континуальные биопсиполя, которым присуща неуничтожимость, вечность; в составе живых организмов – это их бессмертные души, сохраняющиеся после разрушения вещественной оболочки.

Гипотетические концепции А. К. Манеева вызывают значительный интерес. В книге «Русский космизм» (Москва, 1993) работа Алексея Климентьевича «Гипотеза биополевой формации как субстрата жизни и психики человека» включена в один ряд с трудами таких выдающихся мыслителей как Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский и другие. Философские заслуги А. К. Манеева отмечены и в известном энциклопедическом словаре «Философы России ХІХ–ХХ столетий. Биографии, идеи, труды» (Москва, 1999).

Gallery

Click image to enlarge

Files to download

Программа Круглого стола


Other events