Проект «Наука искусства и искусство науки» приглашает на лекцию «Философия и поп-культура: может ли наука быть веселой?»
9 ноября 2024 г. в 16:00 состоится третья лекция в рамках совместного проекта Института философии НАН Беларуси и НЦСИ «Наука искусства и искусство науки», которая будет проведена в преддверии Международного дня философии.
Сегодня образ философии и философов достаточно широко представлен в популярной культуре и сферах, казалось бы, далеких от этой области знания. С философами прошлого и настоящего можно неожиданно познакомиться, купив сувенирную продукцию и увидев на ней юмористический образ того или иного персонажа, засмотревшись на забавные принты на футболках, играя в компьютерные игры, в которых философы как соперники в буквальном смысле слова сочетают «оружие критики» с «критикой оружия». По некоторым философским произведениям пытаются снять игровое кино, а криминальные или мистические романы предлагают взглянуть на философов порой с очень неожиданной точки зрения. Парадоксальный тандем представляют комиксы, аниме, манга и философия: с одной стороны, юмористичные и ироничные рассказы в картинках, отличающиеся яркой визуальной выразительностью и тиражируемостью образов, с другой – непростые философские идеи и понятия.
Являются ли подобные примеры забавными или даже возмутительными – в зависимости от нашей возможной реакции или оценки – или могут считаться закономерными и рассматриваться как признаки определенных изменений, происходящих в современной культуре, философии, развитии «большой» и «открытой» науки, с целью сделать научное знание более доступным и интересным? Может ли это быть полезным в образовании и развитии детей и молодых людей, интересующихся философией, для которых традиционные учебные материалы оказались сложными и скучными, а расхожие стереотипы о науке как «сухом» и строгом знании – слишком пугающими?
Не секрет, что философы прошлого часто прибегали к иронии и юмору, использованию парадоксов в обучении, которые хоть и вызывали улыбку, но заставляли юных последователей глубоко задуматься о природе вещей. Вспомним остроумные апории древнегреческого философа Зенона Элейского или забавные истории Диогена Лаэртского о философах древности. Современные попытки подобных инноваций отсылают к научным комиксам, превращающим серьезные идеи в веселые и понятные истории за счет включения диалогов, обсуждения философских дилемм, метафор, в том числе – и визуальных в общий формат этого вида арт-практики. Яркие краски, юмор, динамичные сюжеты дополнительно помогают вызвать интерес детей и взрослых, создать предваряющий размышления и дискуссии образовательный субстрат.
Может ли научный юмор на бумаге и искусство на грани абсурда способствовать развитию знания? Действительно ли наука может быть веселой? Достаточно ли для этого взглянуть на нее с правильной точки зрения и позволить себе посмеяться хотя бы над некоторыми ее аспектами? Как упрощенные визуальные арт-объекты становятся инструментом формирования более свободных форматов коммуникации и популяризации научного знания (феномен «сайнстерства»), трансформации современных исследований? И что популярная культура может рассказать нам о существующих проблемах, а также о балансе сил и борьбе идей в современной философской науке? Об этом и многом другом вы сможете узнать на лекции заместителя директора по научной работе кандидата философских наук, доцента Института философии НАН Беларуси Андрея Дудчика.
Лекцию будет сопровождать большое количество иллюстративного материала, наполненного яркими образами, юмором, иронией и, конечно, наукой.
Помогать дрейфовать по морю необычных представлений о философии и вести интерактивную дискуссию будет научный сотрудник Института философии НАН Беларуси и куратор проекта Светлана Доронина.
Лекция и интерактивная дискуссия доступна для всех желающих, особенно будет интересно детям старшего школьного возраста и студентам.
Лекция пройдет в НЦСИ, Некрасова 3
http://ncsm.by/calendar/lekciya-filosofiya-i-populyarnaya-kultura-mozhet-li-nauka-byt-veseloj