При участии Института философии в Витебске открывается выставка художника Алекса Гончаренко
26 апреля 2024 г. в 17:00 в Витебском центре современного искусства в Музее истории Витебского народного художественного училища (ул. Марка Шагала, 5А, Витебск, Беларусь) при поддержке Института философии НАН Беларуси и Московского политехнического университета открывается персональная выставка актуального художника Алекса Гончаренко (Москва) «Квантовая семиотика. Обретение новой реальности» (26.04–23.06.2024)
На протяжении многих тысячелетий интуитивный и художественный способы познания дополняют попытки строгой науки проникнуть в тайны мироздания, выявить сущность явлений, сложные причинно-следственные связи, закономерности физических и социальных процессов. При всех грандиозных прорывах современной науки круг непознанного ею в области изучения многих аспектов жизни постоянно расширяется, демонстрируя новые лакуны неизвестного и загадочного, закрытого от прямого опыта познания, но постигаемого в чувственном восприятии и интеллигибельном мире внутренней Вселенной человека.
Предлагаемая вниманию выставка и живописная традиция российского художника Алекса Гончаренко апеллирует к чувственному восприятию мира и реальности, к образной природе феноменов, не имеющих плотной телесности и законченного фигуративного воплощения. Автор работает с причинностью явлений, их числовым и геометрическим измерением, демонстрирует новую оптику концептуального понимания сложных процессов мышления как синтеза перцептивно-коммуникативного восприятия и неоднородных семиотических систем, осознание которых является ключевой предпосылкой понимания и познания мира.
Автор осуществляет художественно-философскую попытку осмысления современных открытий в области квантовой механики, переоценку традиций художественного авангарда, наделяя новыми значениями его ключевые идеи. С помощью синтеза научного подхода и художественного воплощения образов и символов художник отражает понимание законов мироздания, визуализирует культурно-историческую и социальную динамику нашего времени. Ассоциативная пространственно-фигуративная геометрия, проявленная сквозь живопись цветовых тонов и форм, позволяет зрителям на время остановить поток мышления и через восприятие ахроматических линий и знаков, увидеть скрытые образы динамично развивающейся Вселенной, пронизанной токами, волнами и частицами, многомерные сложные процессы человеческой жизни, протекающей сразу в нескольких измерениях.
Субъективная встреча со сложностью и неопределенностью художественных работ автора предполагает одновременно как интуитивное, чувственное угадывание в них конкретного и законченного, понятного смысла, так и рациональное понимание связи художественных образов произведений с объектами и феноменами, на которые они указывают. В этой позиции художник представляет посредника, неявного третьего участника, позволяющего приблизиться к пониманию и слиянию двух миров познания – научного и творческого, субъективного и объективного, реализуемых на пересечении «двух плоскостей Бытия» холста и обретающих новую реальность в мире зрителя.