В Институте философии прошел очередной вебинар из цикла об этических проблемах открытой науки и искусственного интеллекта

04.11.2024

Даруйце, інфармацыя недаступная на беларускай мове For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

4 ноября 2024 г. Институт философии НАН Беларуси совместно с Республиканским центром биоэтики при Белорусском государственном медицинском университете провели третий международный вебинар с участием ученых и экспертов из стран СНГ из цикла «Открытая наука и искусственный интеллект этические проблемы».

В ходе вебинара были обсуждены важнейшие вопросы этического сопровождения ИИ в науке и образовании:

  1. Валерия Сокольчик и Алексей Разуванов (Беларусь) представили промежуточные результаты анкетирования респондентов из стран СНГ по теме «Chat GPT и другие инструменты генеративного ИИ: влияние на науку и образование». Анкетирование проводится онлайн с целью понять основные проблемы, чаяния, страхи респондентов, использующих генеративный ИИ в науке и образовании. Анкета-опрос была разработана членами рабочей группы по этическому сопровождению ИИ и посещению данных в рамках международного проекта Альянса исследовательских данных. В 2024г. вопросы были переведены на русский язык, адаптированы к нашим культурным условиям, в феврале 2024г. были одобрены этическим комитетом Белорусского государственного медицинского университета. Соавторы доклада не только познакомили слушателей с промежуточными результатами опроса, но и провели сравнение данных с аналогичным опросом, проходившим в Турции (на английском языке) в 2023г. Спикеры констатировали неоднозначное понимание ИИ (генеративного ИИ) реципиентами, серьезную «разбежку» в отношении к использованию ИИ в науке и образовании – от комментария о прямой угрозе существованию науки со стороны ИИ до комментария об отношения к ИИ «как к игрушке». Были отмечены основные достоинства и недостатки использования генеративного ИИ в науке и образовании, в том числе угрозы галлюцинаций и ошибок ИИ, развитие практик плагиаризма, падение уровня самостоятельности творческих работ обучающихся (и молодых ученых) и т.д. Рассматривался также вопрос о значении этики в регулировании использования ИИ, где мнения респондентов существенно разделились. Несмотря на то, что большая часть опрошенных (47%) отмечала важность и необходимость этики для регулирования использования ИИ в науке и образовании, 10% реципиентов (равно как и некоторые слушатели вебинара) разделили точку зрения о бесполезности этики и этических инструментов для регулирования ИИ, высказали сомнение о способности членов этических комитетов осуществлять экспертизу исследований, проводимых с использованием ИИ. Эти и другие поставленные на вебинаре (и в рамках анкеты – опроса) проблемы еще требуют своего осмысления дальнейшего обсуждения.
  2. Руководитель проекта Elpub в сфере образования НЭИКОН (национальный электронно-информационный консорциум) Марина Зельдина (Россия) обсудила с участниками важную тему регулирования использования ИИ в открытой науке – «Генеративный ИИ и политика журналов: на что обратить внимание?». Спикером были предложены решения для редколлегий журналов при работе с текстами и др. элементами, сгенерированными ИИ; поставлены важные вопросы о значимости этических комитетов, политик журналов, работе с авторами и т.д.
  3. Фрэнсис Кроули (Бельгия) – известный в мире профессор биоэтики, председатель и член многих международных организаций и комиссий, связанных с исследовательской этикой, этической регуляцией ИИ, продвижением идей открытой науки и политики открытых данных (CODATA, CoARA, комиссии ЮНЕСКО, EOSC Future &RDA и т.д.) в своем выступлении познакомил участников вебинара с изменениями, внесенными в октябре 2024г. в текст Хельсинской Декларации Всемирной Медицинской Ассоциации (Декларация представляет собой изложение этических основ исследований, проводимых с участием людей, текст был одобрен ВМА в 1964г., последний пересмотр проводился в 2013г.). Также профессор Кроули обозначил те новые вызовы, которые стоят перед этикой в цифровую эпоху, акцентировав необходимость перехода от абстрактно-рассуждающей модели этики эпохи классической и неклассической науки к новой этике (биоэтике) открытой науки и к формированию директивных и регулятивных оснований новой этики, сопровождающей использование ИИ.

К сожалению, участникам вебинара не хватило заявленных 2 часов для осмысления и обсуждения поставленных спикерами и участниками вебинара проблем. Согласно поступившим предложениям, к следующему вебинару акцент будет сделан на дискуссию, общение участников с признанными авторитетами в области этического сопровождения и регулирования ИИ в странах СНГ и свободный обмен мнениями.

Полностью вебинар (как и предыдущие первый и второй вебинары можно посмотреть на Youtube-канале Республиканского центра биоэтики.

На вебинарах обсуждаются актуальные темы современного междисциплинарного знания – искусственный интеллект (ИИ) как инструмент открытой науки, этико-правовое сопровождение ИИ в исследованиях (на примере исследований с участием человека), этические комитеты и сопровождение исследований с применением ИИ, генеративный ИИ в образовании, науке, медицине и т.д.
Для выступления на вебинарах приглашаются учёные и практические специалисты из стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья, занимающиеся проблемами применения ИИ в науке и образовании. Приветствуется участие ученых, педагогов, студентов, магистрантов, аспирантов, практических специалистов: всех интересующихся вопросами применения и этического сопровождения искусственного интеллекта в образовании и научных исследованиях.

По вопросам обращаться:

Пройти опрос «Сhat GPT и другие инструменты генеративного ИИ: влияние на науку и современное образование».

Галерэя

Націсніце на малюнак, каб павялічыць

Іншыя навіны


Новыя публікацыі