|
- - -
Наука в Европейском сообществе
 
Европейская научная политика существует почти столько же, сколько существует Европейский Союз. Ее первые элементы складываются в конце пятидесятых годов прошлого столетия с образованием двух Евро-пейских Сообществ - интеграционных объединений европейских госу¬дарств, которые легли в основу Европейского Союза. Речь, в частности, идет о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) и Европейском сообществе по атомной энергии (Евратом), которые положили начало научно-исследовательскому сотрудничеству в области каменноугольной, железорудной и металлургической промышленности и ядерной энергетики.
Начиная с 1984 года (момента запуска первой из Рамочных программ ЕС), Рамочные про¬граммы ЕС по научным исследованиям играют ведущую роль в развитии междисциплинар¬ных исследований и поддержке совместных научных инициатив в Европе и за ее пределами. Рамочные программы являются основным финансовым инструментом ЕС по поддержке научных исследований и разработок практически во всех научных областях. Рамочные про¬граммы разрабатываются по предложению Европейской Комиссии и подлежат утверждению Европейского Совета и Европейского Парламента в соответствии с установленными проце¬дурами процесса совместного принятия решений.
Необходимо отметить, что лишь небольшая часть проводимых в ЕС научных исследований финансируется из бюджета Рамочных программ. Так, например, в рамках текущей, Седьмой рамочной программы по науке и технологическому развитию (7РП), финансируется порядка 5% исследований, осуществляемых в настоящий момент в Европе. Тем не менее, 7РП явля¬ется основным инструментом финансирования науки в Европе в 2007-2013 годах, который лежит в основе политики ЕС по созданию общества, основанного на знаниях, и призван содействовать устойчивому развитию, повышению конкурентоспособности и росту благосо¬стояния стран-членов ЕС.
Концептуально-методологические основы для начала организационно-правового оформления объединенного научного пространства Европы и создания необходимой инфраструктуры были разработаны намного раньше инициирования РП7. Впервые аналогичный проект был предложен в 1970-х гг. комиссаром по исследовательской политике Европейского Экономического Сообщества (1970-1974 гг.), известным политологом и социальным философом Ральфом Дарендорфом (1929-2009). Но в тот период европейские государства еще не были готовы поддержать подобную масштабную, требующую больших финансовых затрат и глубокой интеграции научно-технической политики государств-членов инициативу – и об этой идее «забыли» на несколько десятилетий. Проект был вновь внесен в повестку дня Комиссии уже Европейского Союза в 1990-х комиссаром по исследовательской политике Антонио Руберти (1927-2000, член Еврокомиссии в 1993-1994 гг.), после чего состоялось уже более детальное обсуждение идеи в свете произошедших глобальных политико-экономических трансформаций после распада СССР. И только комиссару по исследовательской политике Филиппу Бюскэну (род. в 1941 г., член Еврокомиссии в 1999-2004 гг.) удалось трансформировать идею в политический проект, который реализуется в настоящее время. Первоначально предполагалось, что ERA будет состоять из двух компонентов: 1) «большой европейский исследовательский рынок», где свободно циркулируют исследователи, знания и технологии; 2) правовое пространство и реальные механизмы для координации национальных политических программ в сфере науки и технологий государств-членов ЕС. Вместе с тем, создание в 2007 г. Европейского исследовательского совета (European Research Council, ERC, см. подробнее) и решение о создании до 2010 г. Европейского института инноваций и технологий (European Institute of Innovation and Technology, EIT), а также последовательное развитие европейской политики по поддержке инфраструктуры позволяют говорить и о третьем компоненте ERA, а именно пространстве для финансирования общеевропейских научно-технологических инициатив и внедрения их результатов.
Процесс воплощения в жизнь идеи ERA демонстрирует, что принятие решений о применении новых механизмов и инструментов общеевропейского назначения не отличается оперативностью – государства ЕС склонны подходить к таким вопросам с максимальной тщательностью, на основе комплексных широких обсуждений и экспертиз, подкрепленных целевыми исследованиями, а также с учетом признанного успешным зарубежного опыта. И данная тенденция прослеживается во всех основных решениях в сфере развития научно-технологического сектора. Например, идея, являющаяся основой для создания упомянутого ранее ERC, - это идея «Европейского NSF» (т.е. европейского эквивалента Национального научного фонда США), которая долгое время циркулировала в европейских научных и политических кругах. Идея создания «Европейского MIT» (соответственно, европейского аналога Массачусетского института технологий), сформировавшая основу для создания EIT, вносилась в политическую повестку дня и в 1960-е, и в 1980-е гг. «Совместные технологические инициативы» (JTI), являющиеся одним из важнейших механизмов реализации 7-ой Рамочной программы ЕС, являются наиболее поздним выражением идеи Межсекторальной технологической программы, представленной в программе ESPRIT, созданной в 1982 г. Действующие сегодня критерии Райзенхубера, утвержденные в 1983 г. для оценки научно-технических программ на предмет целесообразности их финансирования из общеевропейского бюджета, названные по имени бывшего министра по науке ФРГ, практически совпадают с предложениями одного из «отцов-основателей» Европейского Союза, политолога Алтьеро Спинелли (1907-1986), представленными в начале 1970-х. Таким образом, можно согласиться с французским исследователем Мишелем Андрэ, который рассматривает историю исследовательской политики Европейского Союза как «последовательное развитие небольшого набора идей, сформулированных 30 лет назад, которые продолжают совершенствоваться и сегодня».
Отмеченная, как может показаться на первый взгляд, «медлительность» в процессе введения в действие и модернизации механизмов научно-технического развития вызвана, в первую очередь, необходимостью согласования всех аспектов между государствами-членами ЕС, каждое из которых имеет собственные интересы в зависимости от многих внешних и внутренних факторов. При этом такой тщательный подход основан на одном из основных постулатов любой современной программы устойчивого развития – комплексной научной проработке политических программ и проектов, что в среднесрочной перспективе обеспечивает в том числе экономию общеевропейских бюджетных средств, которые могли бы быть затрачены на разработку и внедрение механизмов, оказавшихся впоследствии неэффективными. Очевидно, что партнерам ЕС, стремящимся расширить масштабы взаимовыгодного сотрудничества с данной конфедерацией, будет целесообразно выступать на единой с Евросоюзом концептуально-методологической платформе – в первую очередь, обеспечивая научное обоснование использования моделей, принципов и направлений взаимодействия.
 
См. также: Механизмы развития сотрудничества ЕС-Беларусь
Истоки и развитие научно-технической политики ЕС
 
© Национальная академия наук Беларуси, 2011
 
|
|