Наука                    Культура                    Сотрудничество                    Библиотека                    Медиатека

EN    


Главная - - Сотрудничество - Научно-техническое сотрудничество Республики Беларусь и Европейского Союза

Истоки и развитие научно-технической политики ЕС

 

Научно-техническая политика Евросоюза ведет свое начало с истоков формирования послевоенного общеевропейского политического пространства - пункты о проведении научных исследований содержали договоры о создании Европейского объединения угля и стали (1951 г.) и Европейского сообщества по атомной энергии (1957 г.). Несмотря на то, что Договор о создании Европейского экономического сообщества (1957 г.) не содержал каких-либо специальных «научных» пунктов, его реализация позволила инициировать в 1960-1970 гг. ряд исследовательских программ в приоритетных сферах, таких как энергетика, охрана окружающей среды, биотехнологии и др.

Первая Рамочная программа научно-технологического развития Европейского Экономического Сообщества стартовала в начале 1980-х гг., имея своей целью провести хотя бы начальное упорядочение постоянно увеличивающихся в числе и объемах финансирования реализуемых в государствах ЕЭС научных работ посредством их встраивания в единые «рамки» (программа носила среднесрочный характер, бюджет был рассчитан на несколько лет). В 1987 г. существовавшая практика поддержки исследований была закреплена в Едином Европейском Акте, где вопросам развития науки была посвящена специальная глава. Далее институт Рамочной программы развивался в трех измерениях: как последовательное увеличение бюджета от нескольких сотен миллионов евро (в пересчете) до 7 миллиардов евро в год в 7-ой Рамочной программе; как расширение перечня научно-технологических направлений, получающих централизованную поддержку; как диверсификация механизмов, типов финансовой поддержки и методов регулирования, включающих проекты, транснациональные научные сети, индивидуальные гранты, специальные меры для малых и средних предприятий, схемы поддержки обучения специалистов и проведения научных мероприятий.

7-ая Рамочная программа научно-технологического развития Европейского Союза (далее – РП7), рассчитанная на 2007-2013 гг., на реализацию которой ЕС предусмотрено 50,5 миллиардов евро, объявляет знания и инновации «сердцем» экономического прогресса. Целями РП7 являются усиление научной и технологической базы для промышленности ЕС в целях повышения конкурентоспособности экономики ЕС на международной арене, стимулирование граждан на приобретение профессии ученого, обеспечение системы предотвращения оттока научных кадров из ЕС. В программе специально отмечается, что ученые из других регионов должны быть задействованы в реализации европейских научных проектов и Европа должна стать более привлекательной и для зарубежных исследователей.

Часто высказывались мнения, что рамочные программы ЕС покрывают очень ограниченную часть финансирования исследований в Европе, вследствие чего ставилась под сомнение целесообразность дальнейшего применения данной формы реализации научной политики в Евросоюзе. Первая Рамочная программа обеспечивала исключительно малую долю от общих государственных затрат на исследования в Европе, РП7 обеспечивает поддержку только 5% от современных затрат на науку в ЕС. Вместе с тем, оценивать данный процесс только в абсолютных цифрах не совсем правильно. Если мы рассмотрим «свободные фонды», т.е. средства, выделяемые не для основной заработной платы исследователей или создание научной инфраструктуры, а на исследовательские проекты, то роль средств РП7 будет иной. Во Франции, например, финансирование исследований из бюджета Рамочной программы составляло в 2007-2008 гг. половину «свободных фондов», функционирование исследовательских структур в университетах Великобритании зависит от финансирования по проектам РП7 и в более значительной степени. В таких странах, как Испания, Португалия, Греция, многие новые члены ЕС, средства, получаемые из Рамочной программы, практически эквивалентны объемам государственного финансирования научного сектора. Влияние РП7 (и предшествовавших РП) бесспорно в процессе доведения менее развитых в научном плане стран ЕС до более высокого уровня в этой сфере. Испания и Португалия, например, осуществили значительный прогресс в развитии научного сектора только благодаря грамотному использованию общеевропейского финансирования – структурных фондов, но также средств РП. Те же прогнозные модели развития науки выдвигаются рядом аналитиков и для 12 новых государств-членов Европейского Союза [1, с.9].

 

См. также:

Наука в Европейском сообществе
Механизмы развития сотрудничества ЕС-Беларусь

 

Поиск по сайту:
по любому из слов по каждому слову

© Национальная академия наук Беларуси, 2011