|
- -
Музыка
 
Важнейшая часть общей духовной культуры Беларуси – традиционное народное и профессиональное музыкальное искусство.
Находясь в самом центре Евровы на перекрещиванииразносторонн этнокультурных движений, белорусский регион как этническая территория с наибольшей сохранностью корневых пластов славянской музыкальной культуры всегда предсталял интерес как для Востока, так и для Запада.
Особое значение в музыкальной эстраде имеет личность исполнителя: белорусская классическая эстрада ассоциируется с именами В.Вуячича, В.Мулявина, Я.Поплавской и А.Тихановича
Укореняется, приобретая даже смысл символики песенность лирико-гимнического склада. Таковы «Родина, моя дорогая дорогая» В Оловникова и «Песня о Нёмане» Н.Соколовского на стихи А.Бачило, «Беларусь – мая песня» Ю.Семеняко на стихи М.Брауна. Большое распространение имела патриотическая лирика, связанная с темой Родины, пионерии, комсомола, мирного труда, воинской славы. Социальный оптимизм и проникновенная лиричность отличает многочисленные песни И.Лученка, в том числе «Журавли на Полесье летят» на стихи А. Ставера и «Полька белорусская» на стихи Дранько-Майсюка.
С середины 2000-х активизируется детская эстрадная музыка. Начинают проводиться детские конкурсы эстрадной песни, в том числе на Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске». Детская эстрада Беларуси в 2005–2008 гг. выходит на международный уровень. Юные исполнители (по условиям конкурса подразумевается, что они же – и авторы песен) – Ксюша Ситник, Андрей Кунец, Лёша Жигалкович блестяще проявляют себя на детских телеконкурсах «Евровидения».
В 1987 организуется крупный коллектив под управлением М.Финберга (народный артист РБ, лауреат Государственной премии РБ), в настоящее время – Национальный оркестр симфонической и эстрадной музыки Республики Беларусь (Национальный концертный оркестр РБ). Он становится пропагандистом не только академической (старинной и современной) музыки, но и музыки эстрадно-джазового направления самого высокого профессионального уровня. С деятельностью оркестра связаны имена многих ведущих белорусских исполнителей; в том числе вокалистов – Я.Науменко, Н.Скорикова, Н.Тамело, Л.Грибалевой. Для современной профессиональной музыкальной эстрады Беларуси характерны голоса большого диапазона. К числу исполнителей эстрадной музыки, владеющих также мастерством виртуозного джаз-вокала, относятся И.Дорофеева, П.Елфимов, Р.Мусвидас.
Сохраняет свои позиции один из лучших теноров Беларуси А.Ярмоленко, художественный руководитель студии «Сябры». Продолжает пользоваться популярностью «семейный» дуэт Я.Поплавская–А.Тиханович: песни «Малиновка» и «Завируха» из их репертуара можно отнести к лучшим «шлягерам» отечественной эстрады. К традиционным лирико-патриотическим песням, произведениям романтизированной направленности, в 1990-е – начале 2000-х гг. добавились песни, объединяющие лирику и мягкий юмор, как, например, «Полька белорусская» И.Лученка (стихи Дранько-Майсюка), «Вы шумiце, дубравы» Э.Ханка (стихи ).
В утверждении статуса Республики Беларусь и самобытности её музыкальной культуры, как в СССР так и за ее пределами, огромную роль сыграла деятельность Государственного ансамбля «Песняры» (существует с 1969 г.) под управлением В.Мулявина. Кроме авторских, композиторских песен, в том числе самого В.Мулявина («Александрына», «Крик птицы» и др.) коллектив утвердил себя и талантливыми фолк-роковыми композициями, начиная с «Касiў Ясь канюшыну». Эту традицию во многом продолжили такие современные группы как «Палац», «Крама», и, особенно, этно-трио «Троица» (И.Кирчук). В утверждении статуса Республики Беларусь и самобытности её музыкальной культуры, как в СССР так и за ее пределами, огромную роль сыграла деятельность Государственного ансамбля «Песняры» (существует с 1969 г.) под управлением В.Мулявина. Кроме авторских, композиторских песен, в том числе самого В.Мулявина («Александрына», «Крик птицы» и др.) коллектив утвердил себя и талантливыми фолк-роковыми композициями, начиная с «Касiў Ясь канюшыну». Эту традицию во многом продолжили такие современные группы как «Палац», «Крама», и, особенно, этно-трио «Троица» (И.Кирчук).
С 1933 г. существует крупнейший музыкальный театр Беларуси, носящий в ностоящее время наименование Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь. На оперной сцене республики получил сценическое воплощение наиболее значимый классический европейский репертуар, произведения советских, в том числе русских композиторов (Прокофьев, Шостакович и др.). Первые белорусские оперы, поставленные на отечественной сцене, начиная с 1930-х гг. – произведения в основном героического или историко-романтического характера – «Михась Подгорный» Е. Тикоцкого, «В пущах Полесья» А. Богатырёва, «Цветок счастья» А. Туренкова, в послевоенный период ставятся спектакли на темы, связанные с героической борьбой против фашистских захватчиков – «Девушка из Полесья» («Алеся») Е. Тикоцкого, «Андрей Костеня» Н. Аладова, тема не иссякает и впоследствии («Тропою жизни» Г.Вагнера). В 1960 г. появляется первая национальная комическая опера («Колючая роза» Ю. Семеняко). Заметным явлением отечественной сцены стали постановки двух масштабных опер 1970-х гг.: эпико-трагедийной, остроавангардного характера оперы С. Кортеса «Джордано Бруно» и эмоционально-экспрессивной лирико-драматической – «Седой легенды» Д. Смольского, наследующей классические традиции. К значительным событиям 1980–90-х гг. относятся постановки опер А.Бондаренко («Князь Новоградский») и Е. Глебова («Мастер и Маргарита»). Уникальные крупномасштабные белорусские оперы, перешагнувние рубеж 20–21 стст. – «Дикая охота короля Стаха» В. Солтана (идёт в театре с 1989 г.) и «Визит дамы» С. Кортеса (1995). Тенденция театра нового времени – сжатие сценического действия до одно-двухактной композиции, общая жанровая камернизация затронула и оперное искусство. Таковы, к примеру, «Юбилей» С.Кортеса (2002), его же «Медведь» (2009), образующие своеобразный чеховский диптих. В 2001 появилась первая национальная «романтическая моноопера» – «Одинокий птах» О. Залётнева, посвящённая жизни А. Мицкевича (роль поэта неизменно исполняет М. Жилюк, поставлена в Белорусском поэтическом театре одного актёра «Зьнич», показывается на различных внеоперных сценах). К наиболее оригинальным композициям новейшего времени относятся опера В. Кузнецова «Записки сумасшедшего», где при сценической реализации мыслеобразы сознания заглавного героя расщеплены в персонификациях нескольких действующих лиц (2005, реж. М. Изворска–Елизарьева) и В. Копытько «Синяя Борода и его жёны», очевидная бурлескность которой закономерно апеллирует к классической опереточной эстетике, в частности, канканности Ж. Оффенбаха (2006 реж. Г. Галковская, обе – НАБТОиБРБ).
Наиболее жизнеспособным оказался Государственный театр муз. комедии, открытый в Минске в 1971 г. (в 2000 г. преобразован в Белорусский гос. муз. театр). Основа его классического репертуара по-прежнему представлена произведениями И. Кальмана, Ф. Легара, И. Штрауса.
Большинство муз. комедий в Беларуси поставлено на сцене Бел гос. муз. театра (до 1999 г. – Гос. театр муз. комедии Беларуси).
Белорусский мюзикл отличается относительно большей лиричностью, отсутствием подчёркнутой резкости, жёсткости, агрессивности. Видовой признак м. – развитый хореографический ряд отличает, в основном постановки на сцене Белорусского гос. муз. театра, такие как отечественный м. «Стакан воды» В. Кондрусевича (1994), российский – «Дон Жуан в Севилье» М. Самойлова (2006). На национальной сцене активно развивается жанр м .для детей, начиная с постановок в детских музыкальных студиях муз. театров («Питер Пэн» А. Будько, 1990, «Прыгоды ў замку Алфавіт» В. Войтика, 1996), м. Часто ставится также – на сценах драматическиіх театров («Волк и раз, два, три» О. Залётнева, 1998?, Минский обл. драм. театр; «Зайка–зазнайка» В. Кондрасюка по С. Михалкову, Брестский обл. театр драмы и музыки; 1999; «Афрыка» Л. Прончака – В. Кондрусевича, Нац. академ. театр им. Я. Купалы, 2003).
Разработка в белорусской кинематографии направления аудиовизуальной культурной антропологии (как решение народоведческих проблем экранными средствами), воплощенного в цикле музыкально-этнографических кинофильмов, снятых совместно с кинематографической группой студии «Белорусьфильм» ПТВ «Летопись»: «Палескія калядкі» (1972), «Галасы вякоў» (1979), «Памяць стагоддзяў» (1982), «Палескія вяселлі» (1986), «Пранясі, Божа, хмару» (1990), «Крывыя вечары» (1993), «Рух зямлі» (1999).
В утверждении статуса Республики Беларусь и самобытности её музыкальной культуры, как в СССР так и за ее пределами, огромную роль сыграла деятельность организованного в 1987 г. крупного коллектива под управлением М.Финберга (народный артист Республики Беларусь, лауреат Государственной премии Республики Беларусь), в настоящее время – Национальный оркестр симфонической и эстрадной музыки Республики Беларусь (Национальный концертный оркестр Республики Беларусь). Он становится пропагандистом не только академической (старинной и современной) музыки, но и музыки эстрадно-джазового направления самого высокого профессионального уровня. С деятельностью оркестра связаны имена многих ведущих белорусских исполнителей (в том числе вокалистов – Я. Науменко, Н. Скорикова, Н. Тамело, Л. Грибалевой и др.). Среди инструменталистов коллектива назовем имена С. Антишина, Д. Бударина, Г. Гедыльтера, В. Ксёнца, В. Ткаченко, В. Щерицы. Деятельность М. Финберга, «души и сердца» коллектива, воистину можно охарактеризовать как подвижническую. В творческой амплитуде коллектива под управлением М. Финберга не только великолепно выстроенный аккомпанемент певцам-солистам – обязательно «живой», маэстро иного не признаёт (в пику «электронной химии» сопровождения так называемых «акустических концертов» других исполнителей, когда на сцене одно, нечто очень скромное по составу, а звучит совсем другое – ударно-оркестровая «подзвучка»: это же касается и телевидения с его квазиживым звуком). И хотя эстрадные фестивальные концерты и конкурсы известны миллионам зрителей в Беларуси и за ее пределами в первую очередь именно благодаря телевидению, большое социальное значение имеют и самостоятельные программы самого разного джазового, так и академического направлений. Это и программы «Антология белорусской поэзии и песни», «Славные имена Беларуси», авторские концерты и вечера И. Лученка, Ю. Семеняко, Э. Зарицкого, В. Иванова и других прославленных композиторов республики.
В активе оркестра и программы, посвященные белорусской классической музыке ХІХ столетия, представляющие творчество М.К. Огинского, М. Ельского, Н. Орды, камерной музыке ХХ столетия, посвященной творчеству Н. Чуркина, Н. Аладова, Е. Глебова, Л. Абелиовича и др. Концерты коллектива М. Финберга проводятся не только в столичных филармонических залах, но и в малых городах и районных центрах Беларуси – в молодечно, Новогрудке, Мире, Мстиславле, Новогрудке, Несвиже, Турове и т.д., что красноречиво свидетельствует о его значимой и благородной художественно-просветительской деятельности. Оркестр выступает и в ближнем зарубежье – России, Украине, Польше, Латвии, Литве, и в более отдаленном – Италии, Германии и др. странах.
Следует отметить, что оркестр, который воспринимается как монолитный коллектив многопрофильного направления с течением времени явился и творческой базой для формирования отдельных «ответвлений». Так. Успешно утвердил себя ансамбль солистов на деревянных духовых инструментах (руководитель – Б. Ничков), ансамбль трубачей «Интрада» (руководитель – Н. Волков), ансамбль флейтистов (руководитель – Н. Авраменко) и кларнетистов (руководитель – Г. Забара).
Из новых, но уже приобретших популярность своим высочайшим уровнем творчества в первую очередь следует отметить Президентский оркестр Республики Беларусь (художественный руководитель и главный дирижер – В. Бабарикин). Созданный из молодых талантливых музыкантов он имеет в своем репертуаре музыку самых разных направлений, в том числе популярные симфонические призведения, а также классические и современные эстрадные композиции. Президентский оркестр дает самостоятельные концерты и сопровождает выступления отечественных солистов, а также зарубежных исполнителей – от виртуоза на пан-флейте из Молдовы К. Московича до всемирно известного баритона Д. Хворостовского.
 
См. также: Медиатека
 
© Национальная академия наук Беларуси, 2011
 
|
|