Наука                    Культура                    Сотрудничество                    Библиотека                    Медиатека

EN    


Главная - - Культура - Лакуны и заблуждения - Стереотипы - Социокультурные стереотипы в отношении Беларуси

Гуманитарная наука независимой Беларуси все еще живет в советском прошлом?

 

Нет, это не так. Независимость – это великое право и почетнейшая обязанность думать самим. И в этих условиях, при всех мнимых и явных трудностях, связанных с наследием советского прошлого, гуманитарная наука в Беларуси свою главную работу сделала. Она стала самостоятельной.

Если говорить конкретно о философском знании, об истории философии, то, наверное, проще было нашим предшественникам написать раздел по истории философской и общественно-политической мысли Беларуси для какой-нибудь «Большой Книги Великой Страны», чем самим от начала до конца реконструировать, обосновать, изложить интеллектуальную историю нации, давая новые ответы на сакраментальные философские вопросы, размышляя об исторических корнях национальной судьбы.

Но самое важное для представителя белорусской гуманитарной науки – то, что наши люди еще не устали думать о том, кто они такие – белорусы. Книги, с разных сторон подходящие к решению этого вопроса, находят своих читателей, а государство находит деньги, чтобы спонсировать подобное творчество.

Новой чертой современной белорусской гуманитаристики, приобретенной после распада Советского Союза, является ее принципиальная политрадиционность. Этому соответствует осознание и переживание национальной элитой гетерогенности самой белорусской культуры, того факта, что она зиждется сразу на нескольких культурно-символических и ценностно-мировоззренческих системах.

Многие советские стереотипы, к примеру, такие, когда врагами белорусскости считались католики и поляки, однозначно устарели, ушли в небытие. Помимо этого, создались новые условия диалога литовской и белорусской гуманитарной науки. Республика Беларусь как мультикультурное поликонфессиональное государство не может представить себя, например, без творчества Адама Мицкевича или политических достижений Гедимина и Витовта. И это не претензия на переосмысление истории, а просто опыт самоосмысления нового государства, которым является Республика Беларусь.

 

 

Поиск по сайту:
по любому из слов по каждому слову

© Национальная академия наук Беларуси, 2011