Наука                    Культура                    Сотрудничество                    Библиотека                    Медиатека

EN    


Главная - - Культура

Ценностные ориентации студенчества

 

Ценностные ориентации студенчества: по материалам сравнительного конкретно-социологического исследования



Грибов Г.М., Грибова И.Г.



Проблема исследования ценностного сознания молодого поколения – актуальная и не теряющая своей злободневности задача на любом этапе социально-экономического развития общества. Ценности всегда были и остаются ядром сознания личности, они определяют её потребности и интересы, которые реализуются затем в практических действиях и поступках человека. В условиях современной Беларуси исследование мира ценностей актуально вдвойне. Это объясняется следующими причинами.

Во-первых, наша страна пережила болезненный процесс трансформации общества, в результате которого в начале 90-х годов произошла переоценка советских, социалистических идеалов. Во-вторых, процесс коренной ломки прежних экономических, политических и идеологических основ государства совпал с образованием независимого национального белорусского государства. В-третьих, названные выше перемены происходят на фоне усилившегося процесса глобализации и влияния на духовный мир наших людей западных образцов и стандартов, от которых в эпоху СССР советский народ был практически изолирован.

Сегодня нужно констатировать, что уже выросло первое постсоциалистическое молодое поколение, вся жизнь которого прошла в эпоху бурных, кардинальных социальных изменений. В связи с этим очевидно, что исследовать ценностные ориентации этого нового поколения – это очень серьезная научная задача, которая имеет практическое значение в формировании молодежной политики, для сферы образования и воспитания.

В рамках нашего исследования были поставлены следующие конкретные задачи.

1. Изучить ценностные ориентации студентов ВУЗов г.Бреста, определить структуру и иерархию (рейтинг) базовых ценностей (ценностей-смыслов).

2. Определить структуру и иерархию инструментальных ценностей (ценностей-средств) брестских студентов.

3. Исследовать структуру и предпочтения проведения свободного времени студентов.

4. Выяснить какое место в образе жизни студентов г.Бреста занимают активные формы отдыха, путешествия.

5. Сравнить ценности и структуру досуга отдыха студентов г.Бреста и студентов зарубежных вузов-партнеров: Политехники Белостокской (Польша), Гохшуле Равенсбург-Вайнгартен, Гохшуле Биберах (Германия).

Для решения сформулированных задач в 2010 году была проведена следующая серия конкретно-социологических исследований. В БрГТУ, БрГУ им. А.С.Пушкина опрошено 215 респондентов (студенты технического и гуманитарного профиля обучения), из них 44.4% - девушки, 55.6%- юноши, в возрасте до 20 лет – 47.2%, 21-25 лет – 52.3%. В Политехнике Белостокской опрошено 100 студентов факультета управления, девушки – 52.6%, юноши – 47.4%, в возрасте до 20 лет – 19%, 21-25 лет – 81%. В Гохшуле Равенсбург-Вайнгартен, Гохшуле Биберах опрошено 185 студентов технических и экономических специальностей, из которых 61% - девушки, 39% - парни, в возрасте до 20 лет – 8.1%, 21-25 лет – 65.9%, старше 25 лет – 25.9%.

Использовался метод анкетирования, вопросы анкеты закрытые, количественная обработка анкет – компьютерная.

Для изучения базовых ценностей исследуемым студентам задали вопрос: «Какое значение Вы придаете в Вашей жизни следующим факторам?»

Таблица 1 – белорусы, в %
Очень важноВажноНе очень важноСовсем не важно
Здоровье87.9610.191.850
Семья, дети78.7018.522.310.46
Дружба66.2031.482.310
Любовь65.7428.705.090.46
Возможность потреблять чистые продукты и дышать чистым воздухом53.2438.436.481.85
Личная свобода48.1547.693.700.46
Возможность реализовать свои способности, таланты43.0649.076.940.93
Уважение других людей42.5950.935.560.93
Душевное спокойствие41.6747.698.801.85
Комфортное жилье38.8956.484.170.46
Законность в государстве37.0449.549.723.70
Хорошее образование36.5759.723.700
Общение с интересными людьми36.5754.638.800
Карьера36.1159.264.170.46
Деньги, материальное благополучие32.4163.434.170
Секс31.9453.2413.890.93
Частная собственность26.8555.5617.130.46
Гарантии прав человека25.9359.7213.430.93
Веселая, полная развлечений жизнь2553.7020.370.93
Суверенитет моего государства24.5448.1524.542.78
Удобная, красивая одежда18.0651.8527.782.31
Демократия в государстве13.8953.2427.315.56
Религия12.9637.9636.5712.5
Искусство9.7243.0638.898.33
Национальная культура7.4140.7443.528.33


держание таблицы 1 дает основание для следующих обобщений и выводов.

1. Ценностный мир наших студентов достаточно разнообразен, и нельзя сказать, что число их жизненных приоритетов ограничено. Количество факторов, которые были оценены как «очень важные» большинством опрошенных (от 53% до 88%) – пять, это здоровье, семья, дружба, любовь и возможность потреблять экологически чистые продукты. Если сложить ответы «очень важно» и «важно», то оказывается, что большинство студентов (от 52% и выше) такую степень оценки дают практически всем предложенным в анкете факторам.

2. В десятку самых приоритетных ценностей, помимо пяти уже названных, вошли личная свобода, возможность самореализации, уважение других людей, душевное спокойствие и комфортное жилье.

3. В середине рейтинга расположились законность в государстве, хорошее образование, общение с интересными людьми, карьера, деньги, секс, частная собственность, гарантии прав человека, веселая жизнь (ответ «очень важно» дали от 25% до 37%). «Хвост» иерархии составили государственный суверенитет, удобная одежда, демократия, религия, искусство. И замыкает перечень, к великому сожалению, национальная культура (ответ «очень важно» - 7.4%, «важно» - 40.7%).

4. Анкетирование показало, что материальные ценности не перевешивают витальные, нравственные, и что даже такое необходимое условие нормальной жизни человека, как «комфортное жилье», оказывается, не важнее личной свободы и уважения других людей. Но, надо признать, что из трех оцениваемых материальных факторов (жилье, деньги, одежда) – потребность в жилье самая насущная для молодых людей.

5. Исследование выявило тот факт, что политико-правовые ценности, в сравнении с другими, приоритетными не являются. Показательно их размещение в порядке убывания статуса:

Таблица 2 – белорусы, в%
Очень важноважно
Законность в государстве37.0448.54
Гарантии прав человека25.9059.70
Суверенитет моего государства24.5048.10
Демократия в государстве13.9053.20


Следующий вопрос анкеты был поставлен с целью определения рейтинга ценностей-средств (инструментальных), с помощью которых достигаются базовые: «Какое значение, на Ваш взгляд, имеют для достижения успеха в жизни (материальное благополучие, карьера, положение в обществе) следующие факторы?»

Таблица 3 – белорусы, в %
Очень важноВажноНе очень важноСовсем не важно
Инициатива, упорство62.0433.334.170.46
Личные профессиональные качества60.1937.52.310
Хорошее образование51.8541.676.480
Общительность49.0745.835.090
Везение, счастливый случай46.3036.5712.54.63
Воля, энергичность45.3747.226.021.39
Выгодные знакомства43.5248.617.870
Работа над собой, самосовершенствование41.67506.941.39
Честность, порядочность39.8137.0418.065.09
Личное обаяние31.4853.7013.890.93
Знание иностранных языков30.5645.3718.985.09
Интеллигентность26.8555.5614.353.24
Удачный брак25.9331.4831.9410.65
Помощь родственников24.0755.5617.592.78
Честолюбие22.2253.2419.445.09
Покровительство влиятельных людей20.8341.2032.875.09
Поддержка государства11.575031.486.94
Вера в бога10.1937.0429.6323.15


Ответы свидетельствуют, что в тройку лидирующих факторов (ответ «очень важно» дали более половины респондентов) вошли инициатива, упорство, личные профессиональные качества и хорошее образование. Современный молодой человек, пытаясь добиться успеха в жизни, рассчитывает, в первую очередь, на свои собственные силы и способности. Обстоятельства внешние (помощь родственников, покровительство влиятельных людей) учитываются, но как сопутствующие, а не основные. И в наименьшей степени ставка делается на поддержку государства, которое, по мнению студентов, сопоставимо с верой в бога.

Студенты полагают, что важную роль играют общительность, коммуникабельность, дающие возможность контактов, знакомств, могут способствовать реализации личных интересов.

Следует признать, что наряду со здравыми суждениями студентов о способах достижения жизненного успеха соседствует наивная вера в счастливый случай, везение (ответ «очень важно» - 46.3%, «важно» - 36.6% опрошенных), которая перевесила знание иностранных языков и др.).

Особо отметим, что хорошее образование, как средство, имеет более высокий статус, нежели как ценность базовая. Для наглядности, приведем следующую таблицу.

Таблица 4 – белорусы, ответ «очень важно», в %
как ценность базоваякак ценность инструментальная
Хорошее образование36.651.8


Занимая 12-е место как базовая ценность, образование вошло в первую тройку как средство достижения успеха в жизни. Для современного молодого человека знания, образованность сами по себе не так важны, они лишь способ удовлетворения ряда потребностей, реализации интересов, достижения личных целей.

Рассмотрим более подробно мотивацию поступления в высшее учебное заведение наших респондентов.

Таблица 5- белорусы, в%
Очень важноВажноНе очень важноСовсем не важно
Высшее образование дает хорошую перспективу в жизни49.043.08.00
Чтобы приобрести хорошую специальность44.042.07.06.0
С целью повысить уровень своего развития42.043.012.03.0
Высшее образование дает возможность хорошо зарабатывать27.056.014.02.0
Диплом дает возможность сделать карьеру25.055.019.01.0
Чтобы найти новых друзей 23.040.026.011.0
Мне нравится студенческая жизнь17.045.027.010.0
На этом настояли мои родители11.018.039.031.0
Ради престижа8.020.049.022.0
Чтобы не жить вместе с родителями8.08.026.058.0
С целью поменять место жительства7.07.031.054.0
С целью найти партнера для создания семьи2.016.033.043.0


Как видно из таблицы 5, приоритетными являются прагматические соображения, хотя романтика студенческой жизни, возможность общения в молодежной среде также являются побудительными факторами поступления в вуз.

Как проводят свободное время брестские студенты?

Таблица 6 – белорусы, в %
ЧастоИногдаОчень редко
С подругами, друзьями74.5420.375.09
Слушаю музыку72.014.010.0
Занимаюсь компьютером66.2028.705.09
В кругу семьи45.8342.1312.04
Помогаю родителям по хозяйству42.1350.467.41
Отдыхаю на природе36.1151.8512.04
Занимаюсь спортом29.1753.2417.59
Посещаю кафе, рестораны28.7051.8519.44
Посещаю кино, театры23.1558.8018.06
Смотрю телевизор23.1545.8331.02
Читаю художественную литературу20.8338.4340.74
Подрабатываю12.9640.7446.30
Участвую в работе общественных организаций, клубов, движений6.0225.4668.52
Играю на музыкальном инструменте5.5619.4475
Путешествую3.2456.4840.28


Итак, самые распространенные формы свободного времяпровождения –это общение с друзьями, музыка, компьютер, отдых в семье и помощь родителям в хозяйственных делах. Незначительное число брестских студентов занимаются общественной деятельностью, владеют каким-либо музыкальным инструментом и путешествуют. Наши исследования, проведенные в Бресте 10-15 лет тому назад, показали, что в тот период наши студенты реже посещали кафе, рестораны, больше читали художественную литературу, и львиную долю свободного времени тратили на просмотр программ телевидения. Сейчас компьютер существенно «потеснил» телевизор, войдя в тройку самых популярных способов проведения досуга.

Наши студенты, хоть и не так часто, но путешествуют и интересно знать, каким способом.

Таблица 7 – белорусские студенты, в %
Путешествую пешком42.5926.8514.8115.74
Путешествую на автомобиле37.9633.3317.5911.11
путешествую на велосипеде5.5616.6742.5935.19
путешествую на лодках0.466.9422.6969.91


Ответы показывают, что пеший и автомобильный туризм наиболее распространены. Велосипедные, водные походы – редкость, и это говорит о том, что активный туризм слабо распространен среди нашей студенческой молодежи. Правда, в предыдущей таблице имеется информация, что 29.2% респондентов часто занимаются спортом, иногда это делают более половины молодых людей. Следовательно, они испытывают определенные, полезные для здоровья физические нагрузки.

Ответы подтверждают выявленный реже высокий ценностный статус дружбы и семьи.

Наше исследование показало, что 6.34% опрошенных часто путешествуют за границей, иногда это делают 34.3%. Эти цифры говорят о том, что свыше сорока процентов брестских студентов используют возможность посещения зарубежных стран, имеют собственные личные впечатления о жизни в других государствах, могут сравнить ее с нашей белорусской действительностью.

Дополнительную информацию о ценностных ориентациях студентов дают ответы на вопрос: «Что для Вас важно и интересно в заграничном путешествии?»

Таблицы 9 – белорусы, в %
Очень важноВажноНе очень важноСовсем не важно
Личная безопасность60.1930.567.871.39
Природа38.435010.191.39
Архитектура37.9647.6911.572.78
Местная кухня37.549.110.33.1
Хороший сервис35.1950.9311.112.78
Магазины27.3143.9824.074.63
Сувениры17.5945.8326.3910.19
Общение с местными людьми17.1346.3029.177.41
Музеи14.3546.7631.946.94
Национальные обычаи 12.533.3344.449.72
Музыка10.1926.3948.6114.81
Театр5.5624.0753.7016.67
Фольклор4.1715.2862.518.06


Ответы показывают, что наивысший интерес в путешествиях за рубежом, вызывает природа, что подтверждает высокий статус экологических ценностей, архитектура, интерес к которой говорит об эстетических потребностях нашей молодежи. И вполне естественно, что молодой человек посетит страну, будучи уверенным в своей безопасности, надеясь на хороший сервис и нетрадиционное питание.

Поскольку одной из задач исследования является сравнение представлений о ценностях студентов белорусов, поляков и немцев, сопоставим ответы на вопросы анкеты респондентов из этих стран.

Таблица 10 – ответ «очень важно», в % (базовые ценности)
белорусыполякинемцы
Здоровье88.075.880.0
Семья, дети78.763.254.6
Дружба66.263.277.3
Любовь65.764.270.3
Возможность потреблять чистые продукты и дышать чистым воздухом53.211.646.0
Личная свобода48.252.664.9
Возможность реализовать свои способности, таланты43.146.354.1
Уважение других людей42.645.334.6
Душевное спокойствие41.732.663.8
Комфортное жилье38.928.420.5
Законность в государстве37.013.744.9
Хорошее образование36.626.369.2
Общение с интересными людьми36.635.843.8
Карьера36.134.719.5
Деньги, материальное благополучие32.433.724.3
Секс31.932.642.2
Частная собственность26.942.133.5
Гарантии прав человека25.946.373.5
Веселая, полная развлечений жизнь25.014.746.0
Суверенитет моего государства24.546.337.8
Удобная, красивая одежда18.110.58.7
Демократия в государстве13.933.756.2
Религия13.027.418.9
Искусство9.78.421.1
Национальная культура7.417.917.8


Сравнение мнений студентов трех стран свидетельствует о том, что, в главном, их ценностное сознание идентично. Лидирующими факторами и для белорусов, и для поляков, и для немцев являются здоровье, дружба, любовь. Аутсайдеры те же – наименьшее значение для всех студентов имеют религия, искусство, национальная культура. Тем не менее, различия в ценностях у белорусов, поляков и немцев имеются, и они заключаются в следующем.

1. Студенты-славяне (белорусы, поляки) выше оценивают семью, несмотря на то, что их средний возраст ниже, чем у немецких студентов.

2. Обнаружена четкая закономерность возрастания при движении с Востока на Запад политико-правовых факторов. Для популярности продемонстрируем это в таблице.

Таблица 11 – ответ «очень важно», в %
белорусыполякинемцы
Личная свобода48.262.664.9
Гарантии прав человека25.946.373.5
Демократия в государстве13.933.756.2


3. Немецкая молодежь значительно выше оценивает душевное спокойствие, психологический комфорт, а для славянского менталитета это не характерно.

4. По блоку материальных ценностей явные лидеры – белорусы, для них они более существенны, и это видно в следующей таблице

Таблица 12 – ответ «очень важно», в %
белорусыполякинемцы
Комфортное жилье38.928.420.5
Деньги, материальное благополучие32.433.724.3
Удобная, красивая одежда18.110.58.7
Эти ответы разрушают миф о том, что на Западе существует культ потребления, наоборот, он постепенно формируются у нас, а в развитых европейских странах значительная часть общества уже переболела этой болезнью, и там активно формируется т.н. постматериалистические ценности.

5. Наши западные соседи (немцы, в особенности) значительно выше оценивают хорошее образование.

6. Для немцев наименее важна карьера, но их больше волнуют гедонистические ценности (секс, веселая, полная развлечений жизнь).

7. Религия находится в «хвосте» рейтинга у всех опрошенных и там, где с ней длительное время активно боролись (Беларусь) и там, где этого не делали (Польша, Германия). Отмечен самый высокий статус религиозных ценностей у поляков.

Для сравнения статуса ценностей инструментальных воспользуемся следующей таблицей, дающей информацию о том, на основе каких факторов респонденты надеются на успех в жизни.

Таблица 13 – ответ «очень важно», в %
белорусыполякинемцы
Инициатива, упорство62.049.549.7
Личные профессиональные качества60.266.334.1
Хорошее образование51.951.963.2
Общительность49.131.615.2
Везение, счастливый случай46.348.431.2
Воля, энергичность45.417.934.6
Выгодные знакомства43.548.433.5
Работа над собой, самосовершенствование41.757.928.1
Честность, порядочность39.843.241.1
Личное обаяние31.534.728.1
Знание иностранных языков30.667.421.6
Интеллигентность26.917.931.4
Удачный брак25.942.120.0
Помощь родственников24.127.431.4
Честолюбие22.264.256.8
Покровительство влиятельных людей20.830.523.8
Поддержка государства11.612.610.8
Вера в бога10.221.112.4


Главное сходство во мнениях на средства достижения успеха в жизни, выявленное у опрошенных студентов, состоит в том, что они надеются, в основном на себя, на свои собственные силы и способности, не исключая при этом дополнительное влияние иных, внешних факторов.

В чем же различие?

1. Студенты-славяне (белорусы, поляки) большее значение придают общительности, коммуникабельности и выгодным знакомствам, а немцы образованию. Первые в большей мере склонны верить в везение, счастье.

2. Немцы в меньшей степени уповают на личные профессиональные качества, работу над собой, удачный брак.

3. Поляки больше немцев и белорусов полагаются на веру в бога, удачный брак и знание иностранных языков. Высокая роль последнего фактора вполне объяснима, так как польская молодежь интегрирована в Европейское сообщество и имеет возможность учебы, работы в его пределах.

4. Белорусы значительно менее честолюбивы, нежели их польские и немецкие сверстники.



Сопоставим мотивацию высшего образования студентов трех стран.

Таблица 14 в %
белорусыполякинемцы
Высшее образование дает хорошую перспективу в жизни49.058.249.3
Чтобы приобрести хорошую специальность44.037.862.7
С целью повысить уровень своего развития42.039.839.6
Высшее образование дает возможность хорошо зарабатывать27.030.641.0
Диплом дает возможность сделать карьеру25.028.238.1
Чтобы найти новых друзей 23.012.66.7
Мне нравится студенческая жизнь17.025.235.8
На этом настояли мои родители11.09.21.5
Ради престижа8.010.22.2
Чтобы не жить вместе с родителями8.07.38.2
С целью поменять место жительства7.03.93.7
С целью найти партнера для создания семьи2.08.20.7


Сравнение мотивов обучения в ВУЗе показывает следующее.

1. Студенты-немцы более четко сориентированы на конкретную специальность обучения, они в большей степени уверены, что образование позволит им больше зарабатывать и сделать карьеру

2. Среди белорусов меньше, чем среди немцев и поляков, тех, кому нравится студенческая жизнь, и больше тех, кто попал на учебу под влиянием родителей.

3. У студентов-белорусов и поляков обнаружен более высокий статус студенческой дружбы, которая складывается в период учебы в учебном заведении.

Сравним структуру досуга наших респондентов.

Таблица 15 – ответ «часто», в %
белорусыполякинемцы
С подругами, друзьями74.677.976.2
Слушаю музыку81.163.2
Занимаюсь компьютером66.280.061.1
В кругу семьи45.859.040.5
Помогаю родителям по хозяйству42.159.024.9
Отдыхаю на природе36.156.830.0
Занимаюсь спортом29.245.346.5
Посещаю кафе, рестораны28.743.227.6
Посещаю кино, театры23.225.310.3
Смотрю телевизор23.239.024.9
Читаю художественную литературу20.834.721.1
Подрабатываю13.025.335.1
Участвую в работе общественных организаций, клубов, движений6.014.726.0
Играю на музыкальном инструменте5.68.418.9
Путешествую3.232.611.9


О чем говорит сравнение ответов?

1. Большую часть своего свободного времени студенты проводят одинаково (музыка, друзья, компьютер, семья).

2. Белорусы и поляки чаще помогают своим родителям по-хозяйству.

3. Белорусы меньше чем поляки и немцы подрабатывают с целью пополнить свой бюджет, но посещают рестораны и кафе также часто, как и немцы.

4. Поляки чаще белорусов и немцев читают художественную литературу, отдыхают на природе, посещают рестораны и кафе, смотрят телевидение и путешествуют. Лидерство поляков в путешествиях также можно объяснить их сравнительно недавним присоединением к ЕС, которое открыло им границы многих стран.

5. Поляки и немцы в большей степени, чем белорусы, вовлечены в спортивные занятия, они проявляют более высокую активность в общественно-политической деятельности.

6. Количество немецких студентов, владеющих каким-либо музыкальным инструментом, вдвое больше, чем среди поляков, и втрое, чем среди белорусов.

Сравним степень участия наших респондентов в активных способах путешествий.

Таблица 16 – ответ «часто», в %
белорусыполякинемцы
Путешествуют пешком42.667.417.3
На автомобиле38.065.330.8
На велосипеде5.616.819.5
На лодках0.55.33.2
Итак, поляки и белорусы значительно больше путешествуют пешком или на автомобиле, но немецкие студенты больше тяготеют к активному передвижению на велосипедах и лодках.

Анкетирование также показало, что частота путешествий за границу возрастает при движении с Востока на Запад (белорусы – 7.0%, поляки – 15.8%, немцы – 26.5%).

С кем предпочитают путешествовать наши опрошенные студенты?

Таблица 17 – ответ «часто», в %
белорусыполякинемцы
С друзьями, подругами72.283.261.1
С семьей39.442.124.9
В туристической группе12.012.66.5
В одиночестве6.511.617.3


Ответы таблицы 17 подтверждают ценности дружбы и семьи, выявленные в предыдущих вопросах. Они также свидетельствуют о более высоком уровне индивидуализма личности, которая присутствует у польских, и особенно у немецких студентов. По нашим данным, 42.7% опрошенных немецких молодых людей никогда не согласятся путешествовать в одиночку, а это значит, что их большая часть считает такие одиночные туры нормальным, приемлемым вариантом отдыха.

Сравнение ценностных ориентаций студентов вузов трех стран можно произвести и на основе ответов на вопрос: «Что для Вас важно и интересно в заграничном путешествии?»

Таблица 18 – ответ «очень важно», в %
белорусыполякинемцы
Личная безопасность60.273.751.4
Природа38.434.742.7
Архитектура38.032.68.7
Местная кухня37.527.436.8
Хороший сервис35.241.121.6
Магазины27.327.48.7
Сувениры17.67.44.3
Общение с местными людьми17.125.326.5
Музеи14.410.68.7
Национальные обычаи 12.517.915.7
Музыка10.221.18.7
Театр5.65.34.3
Фольклор4.28.44.3


Ответы говорят о том, что для белорусов и поляков более важны архитектурные ценности в стране посещения, хороший сервис, возможность приобретения в магазинах товаров и сувениров.

Что касается немцев, их больше интересует природа, кулинарные шедевры национальной, региональной кухни. Поляки и немцы, по сравнению с белорусами, в большей степени ориентированы на коммуникации с местным населением.

Результаты исследования дают основания сделать следующие выводы и обобщения.

1. Мир ценностей студентов вузов г.Бреста достаточно разнообразен, не однобок. Он представляет собой достаточно гармоничное сочетание материальных, нравственных, политико-правовых и культурных факторов. Мнение о том, что современное поколение, мировоззрение которого формировалось вне влияния советских, партийных, идеологических институтов, это поколение потерянное, ущербное – не соответствует действительности. Нравственное ядро его сознания свое значение не потеряло. Для большей сбалансированности ценностных ориентаций брестского студента необходимо повышать уровень его политико-правового сознания, и в, особенности, значение в его жизни национально-культурных ценностей, рейтинг которых пока не высок.

2. Вызывает озабоченность тот факт, что снизили свой ценностный статус образованность, знания. Получение высшего образования рассматривается все в большей степени как средство для достижения карьеры, материального благополучия. Можно утверждать, что многие молодые люди идут в вуз не за знаниями, а за дипломом, дающим формальное право претендовать на более престижную работу, должность и зарплату.

Исследования, проведенные еще в период СССР, показали, что не последним мотивом поступления молодого человека в вуз было желание повысить свой социальный статус, стать представителем интеллигенции. Определенную притягательную силу имела романтика студенческой жизни. Первое постсоветское поколение мыслит иначе. Мотив стал прагматичным, и это не стоит считать ненормальным, если бы студент шел в высшую школу за знанием, а не за документом.

3. Современный студент надеется достигнуть своих жизненных планов, целей, опираясь на свои собственные силы, но надо учитывать, что надежда на поддержку государства тоже существует. Для каждого десятого молодого человека она очень важна, и важна для каждого второго.

4. Современный студент значительное время проводит у компьютера, пользуется Интернетом. Именно этот способ получения информации (а не телевидение, радио, газеты) становится для него основным. Из этого следует, что молодые люди черпают сведения, воспринимают оценки и суждения из самых разных источников, а не только из официальных белорусских СМИ. Значительная часть молодых людей выезжает за границу, и их мировоззрение, ценности и идеалы формируются не в условиях изоляции от остального мира.

5. Количество студентов, вовлеченных в активные формы досуга, туризма, недостаточно. Внедрение здорового образа жизни, его пропаганда остаются еще не решенной задачей.

6. Наши белорусские (брестские) студенты по своим взглядам и ценностям очень близки к западным соседям. И это несмотря на то, что Польша и Германия – государства, имеющие свою историю, культуру и социально-политическое устройство, во многом отличные от белорусских условий. В условиях глобализации, развития информационного общества существенные социально-культурные различия между народами стираются, и, в первую очередь, это происходит в молодежной среде.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Абасов З. Инновационность в образовании и подготовка учителей // «Alma Mater». М. – 2001. — № 4.

2 Алейнік, Л. Мастацкая філасофія // ЛіМ. – 2008. – 8 лютага (№6). – С. 6.

3 Грибов Г.М., Лапина С.В., Смоликова Т.М. Студенческая молодежь Белуруси в мире современной культуры. Серия «Мой свет». Брест, 2004. 98 с.

4 Дадамян Г.Г. Современная культурная ситуация и проблемы ее социологического изучения // Вопросы социального функционирования художественной культуры. М.: Наука, 1984. С.5.

5 Иноземцев В.Л. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии? //ВФ.1998. №9.

6 Качаткова, П. Уступнае слова / П.Качаткова // Лёс нацыянальнай культуры на паваротах гісторыі: Зб. дакдадаў. Мн., 1995. – С.3-5.

7 Кісліцына, Г. Новая літаратурная сітуацыя / Г.Кісліцына // Беларускі калегіюм [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.bk.baj.by/lekcyji/litaratura/kislicyna01.htm. Дата доступа 20.05.2010.

8 Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустрального общества. Изд. 2-е, пепераб. и доп. М., 2005, С.5-6.

9 Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства («Круглый стол») // СОЦИС. 2000. №7.

10 Программа социально-экономического развития РБ на 2006-2010 гг. // Раздел «Патриотическое воспитание учащихся и студенческой молодежи в РБ». Мн.,2006.

11 Тишков В.А. Забыть о нации (пост-националистическое понимание национализма) // ВФ. 1998. № 9. С.3-26.

12 Философские проблемы теории и практики национальных отношений // Вопросы философии. 1988. № 9.

13 Флиер А.Я. Социальные основы массовой культуры // Флиэр А.Я. Культурология для культурологов. М., 2000. С.370-391.

14 Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.,1992.

15 Хюбнер Курт. Нация: От забвения к возрождению. М., 2001.

16 Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т.1. М.,1993.

17 Щеглова С.Н. Использование интернет-технологий в преподавании

18 Кelly P. Human Identity Parti: Who are you? - 1997. Цит. по: Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Стратегии саморепрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью, 1999. [Электронный документ] Режим доступа http://flogiston.df.ru./projects/articles/strategy.shtmn

 

 

Поиск по сайту:
по любому из слов по каждому слову

© Национальная академия наук Беларуси, 2011