|
- -
Ценностные ориентации студенчества
 
Ценностные ориентации студенчества: по материалам сравнительного конкретно-социологического исследования
Грибов Г.М., Грибова И.Г.
Проблема исследования ценностного сознания молодого поколения – актуальная и не теряющая своей злободневности задача на любом этапе социально-экономического развития общества. Ценности всегда были и остаются ядром сознания личности, они определяют её потребности и интересы, которые реализуются затем в практических действиях и поступках человека. В условиях современной Беларуси исследование мира ценностей актуально вдвойне. Это объясняется следующими причинами.
Во-первых, наша страна пережила болезненный процесс трансформации общества, в результате которого в начале 90-х годов произошла переоценка советских, социалистических идеалов. Во-вторых, процесс коренной ломки прежних экономических, политических и идеологических основ государства совпал с образованием независимого национального белорусского государства. В-третьих, названные выше перемены происходят на фоне усилившегося процесса глобализации и влияния на духовный мир наших людей западных образцов и стандартов, от которых в эпоху СССР советский народ был практически изолирован.
Сегодня нужно констатировать, что уже выросло первое постсоциалистическое молодое поколение, вся жизнь которого прошла в эпоху бурных, кардинальных социальных изменений. В связи с этим очевидно, что исследовать ценностные ориентации этого нового поколения – это очень серьезная научная задача, которая имеет практическое значение в формировании молодежной политики, для сферы образования и воспитания.
В рамках нашего исследования были поставлены следующие конкретные задачи.
1. Изучить ценностные ориентации студентов ВУЗов г.Бреста, определить структуру и иерархию (рейтинг) базовых ценностей (ценностей-смыслов).
2. Определить структуру и иерархию инструментальных ценностей (ценностей-средств) брестских студентов.
3. Исследовать структуру и предпочтения проведения свободного времени студентов.
4. Выяснить какое место в образе жизни студентов г.Бреста занимают активные формы отдыха, путешествия.
5. Сравнить ценности и структуру досуга отдыха студентов г.Бреста и студентов зарубежных вузов-партнеров: Политехники Белостокской (Польша), Гохшуле Равенсбург-Вайнгартен, Гохшуле Биберах (Германия).
Для решения сформулированных задач в 2010 году была проведена следующая серия конкретно-социологических исследований. В БрГТУ, БрГУ им. А.С.Пушкина опрошено 215 респондентов (студенты технического и гуманитарного профиля обучения), из них 44.4% - девушки, 55.6%- юноши, в возрасте до 20 лет – 47.2%, 21-25 лет – 52.3%. В Политехнике Белостокской опрошено 100 студентов факультета управления, девушки – 52.6%, юноши – 47.4%, в возрасте до 20 лет – 19%, 21-25 лет – 81%. В Гохшуле Равенсбург-Вайнгартен, Гохшуле Биберах опрошено 185 студентов технических и экономических специальностей, из которых 61% - девушки, 39% - парни, в возрасте до 20 лет – 8.1%, 21-25 лет – 65.9%, старше 25 лет – 25.9%.
Использовался метод анкетирования, вопросы анкеты закрытые, количественная обработка анкет – компьютерная.
Для изучения базовых ценностей исследуемым студентам задали вопрос: «Какое значение Вы придаете в Вашей жизни следующим факторам?»
Таблица 1 – белорусы, в %
| Очень важно | Важно | Не очень важно | Совсем не важно | Здоровье | 87.96 | 10.19 | 1.85 | 0 | Семья, дети | 78.70 | 18.52 | 2.31 | 0.46 | Дружба | 66.20 | 31.48 | 2.31 | 0 | Любовь | 65.74 | 28.70 | 5.09 | 0.46 | Возможность потреблять чистые продукты и дышать чистым воздухом | 53.24 | 38.43 | 6.48 | 1.85 | Личная свобода | 48.15 | 47.69 | 3.70 | 0.46 | Возможность реализовать свои способности, таланты | 43.06 | 49.07 | 6.94 | 0.93 | Уважение других людей | 42.59 | 50.93 | 5.56 | 0.93 | Душевное спокойствие | 41.67 | 47.69 | 8.80 | 1.85 | Комфортное жилье | 38.89 | 56.48 | 4.17 | 0.46 | Законность в государстве | 37.04 | 49.54 | 9.72 | 3.70 | Хорошее образование | 36.57 | 59.72 | 3.70 | 0 | Общение с интересными людьми | 36.57 | 54.63 | 8.80 | 0 | Карьера | 36.11 | 59.26 | 4.17 | 0.46 | Деньги, материальное благополучие | 32.41 | 63.43 | 4.17 | 0 | Секс | 31.94 | 53.24 | 13.89 | 0.93 | Частная собственность | 26.85 | 55.56 | 17.13 | 0.46 | Гарантии прав человека | 25.93 | 59.72 | 13.43 | 0.93 | Веселая, полная развлечений жизнь | 25 | 53.70 | 20.37 | 0.93 | Суверенитет моего государства | 24.54 | 48.15 | 24.54 | 2.78 | Удобная, красивая одежда | 18.06 | 51.85 | 27.78 | 2.31 | Демократия в государстве | 13.89 | 53.24 | 27.31 | 5.56 | Религия | 12.96 | 37.96 | 36.57 | 12.5 | Искусство | 9.72 | 43.06 | 38.89 | 8.33 | Национальная культура | 7.41 | 40.74 | 43.52 | 8.33 |
держание таблицы 1 дает основание для следующих обобщений и выводов.
1. Ценностный мир наших студентов достаточно разнообразен, и нельзя сказать, что число их жизненных приоритетов ограничено. Количество факторов, которые были оценены как «очень важные» большинством опрошенных (от 53% до 88%) – пять, это здоровье, семья, дружба, любовь и возможность потреблять экологически чистые продукты. Если сложить ответы «очень важно» и «важно», то оказывается, что большинство студентов (от 52% и выше) такую степень оценки дают практически всем предложенным в анкете факторам.
2. В десятку самых приоритетных ценностей, помимо пяти уже названных, вошли личная свобода, возможность самореализации, уважение других людей, душевное спокойствие и комфортное жилье.
3. В середине рейтинга расположились законность в государстве, хорошее образование, общение с интересными людьми, карьера, деньги, секс, частная собственность, гарантии прав человека, веселая жизнь (ответ «очень важно» дали от 25% до 37%). «Хвост» иерархии составили государственный суверенитет, удобная одежда, демократия, религия, искусство. И замыкает перечень, к великому сожалению, национальная культура (ответ «очень важно» - 7.4%, «важно» - 40.7%).
4. Анкетирование показало, что материальные ценности не перевешивают витальные, нравственные, и что даже такое необходимое условие нормальной жизни человека, как «комфортное жилье», оказывается, не важнее личной свободы и уважения других людей. Но, надо признать, что из трех оцениваемых материальных факторов (жилье, деньги, одежда) – потребность в жилье самая насущная для молодых людей.
5. Исследование выявило тот факт, что политико-правовые ценности, в сравнении с другими, приоритетными не являются. Показательно их размещение в порядке убывания статуса:
Таблица 2 – белорусы, в%
| Очень важно | важно | Законность в государстве | 37.04 | 48.54 | Гарантии прав человека | 25.90 | 59.70 | Суверенитет моего государства | 24.50 | 48.10 | Демократия в государстве | 13.90 | 53.20 |
Следующий вопрос анкеты был поставлен с целью определения рейтинга ценностей-средств (инструментальных), с помощью которых достигаются базовые: «Какое значение, на Ваш взгляд, имеют для достижения успеха в жизни (материальное благополучие, карьера, положение в обществе) следующие факторы?»
Таблица 3 – белорусы, в %
| Очень важно | Важно | Не очень важно | Совсем не важно | Инициатива, упорство | 62.04 | 33.33 | 4.17 | 0.46 | Личные профессиональные качества | 60.19 | 37.5 | 2.31 | 0 | Хорошее образование | 51.85 | 41.67 | 6.48 | 0 | Общительность | 49.07 | 45.83 | 5.09 | 0 | Везение, счастливый случай | 46.30 | 36.57 | 12.5 | 4.63 | Воля, энергичность | 45.37 | 47.22 | 6.02 | 1.39 | Выгодные знакомства | 43.52 | 48.61 | 7.87 | 0 | Работа над собой, самосовершенствование | 41.67 | 50 | 6.94 | 1.39 | Честность, порядочность | 39.81 | 37.04 | 18.06 | 5.09 | Личное обаяние | 31.48 | 53.70 | 13.89 | 0.93 | Знание иностранных языков | 30.56 | 45.37 | 18.98 | 5.09 | Интеллигентность | 26.85 | 55.56 | 14.35 | 3.24 | Удачный брак | 25.93 | 31.48 | 31.94 | 10.65 | Помощь родственников | 24.07 | 55.56 | 17.59 | 2.78 | Честолюбие | 22.22 | 53.24 | 19.44 | 5.09 | Покровительство влиятельных людей | 20.83 | 41.20 | 32.87 | 5.09 | Поддержка государства | 11.57 | 50 | 31.48 | 6.94 | Вера в бога | 10.19 | 37.04 | 29.63 | 23.15 |
Ответы свидетельствуют, что в тройку лидирующих факторов (ответ «очень важно» дали более половины респондентов) вошли инициатива, упорство, личные профессиональные качества и хорошее образование. Современный молодой человек, пытаясь добиться успеха в жизни, рассчитывает, в первую очередь, на свои собственные силы и способности. Обстоятельства внешние (помощь родственников, покровительство влиятельных людей) учитываются, но как сопутствующие, а не основные. И в наименьшей степени ставка делается на поддержку государства, которое, по мнению студентов, сопоставимо с верой в бога.
Студенты полагают, что важную роль играют общительность, коммуникабельность, дающие возможность контактов, знакомств, могут способствовать реализации личных интересов.
Следует признать, что наряду со здравыми суждениями студентов о способах достижения жизненного успеха соседствует наивная вера в счастливый случай, везение (ответ «очень важно» - 46.3%, «важно» - 36.6% опрошенных), которая перевесила знание иностранных языков и др.).
Особо отметим, что хорошее образование, как средство, имеет более высокий статус, нежели как ценность базовая. Для наглядности, приведем следующую таблицу.
Таблица 4 – белорусы, ответ «очень важно», в %
| как ценность базовая | как ценность инструментальная | Хорошее образование | 36.6 | 51.8 |
Занимая 12-е место как базовая ценность, образование вошло в первую тройку как средство достижения успеха в жизни. Для современного молодого человека знания, образованность сами по себе не так важны, они лишь способ удовлетворения ряда потребностей, реализации интересов, достижения личных целей.
Рассмотрим более подробно мотивацию поступления в высшее учебное заведение наших респондентов.
Таблица 5- белорусы, в%
| Очень важно | Важно | Не очень важно | Совсем не важно | Высшее образование дает хорошую перспективу в жизни | 49.0 | 43.0 | 8.0 | 0 | Чтобы приобрести хорошую специальность | 44.0 | 42.0 | 7.0 | 6.0 | С целью повысить уровень своего развития | 42.0 | 43.0 | 12.0 | 3.0 | Высшее образование дает возможность хорошо зарабатывать | 27.0 | 56.0 | 14.0 | 2.0 | Диплом дает возможность сделать карьеру | 25.0 | 55.0 | 19.0 | 1.0 | Чтобы найти новых друзей | 23.0 | 40.0 | 26.0 | 11.0 | Мне нравится студенческая жизнь | 17.0 | 45.0 | 27.0 | 10.0 | На этом настояли мои родители | 11.0 | 18.0 | 39.0 | 31.0 | Ради престижа | 8.0 | 20.0 | 49.0 | 22.0 | Чтобы не жить вместе с родителями | 8.0 | 8.0 | 26.0 | 58.0 | С целью поменять место жительства | 7.0 | 7.0 | 31.0 | 54.0 | С целью найти партнера для создания семьи | 2.0 | 16.0 | 33.0 | 43.0 |
Как видно из таблицы 5, приоритетными являются прагматические соображения, хотя романтика студенческой жизни, возможность общения в молодежной среде также являются побудительными факторами поступления в вуз.
Как проводят свободное время брестские студенты?
Таблица 6 – белорусы, в %
| Часто | Иногда | Очень редко | С подругами, друзьями | 74.54 | 20.37 | 5.09 | Слушаю музыку | 72.0 | 14.0 | 10.0 | Занимаюсь компьютером | 66.20 | 28.70 | 5.09 | В кругу семьи | 45.83 | 42.13 | 12.04 | Помогаю родителям по хозяйству | 42.13 | 50.46 | 7.41 | Отдыхаю на природе | 36.11 | 51.85 | 12.04 | Занимаюсь спортом | 29.17 | 53.24 | 17.59 | Посещаю кафе, рестораны | 28.70 | 51.85 | 19.44 | Посещаю кино, театры | 23.15 | 58.80 | 18.06 | Смотрю телевизор | 23.15 | 45.83 | 31.02 | Читаю художественную литературу | 20.83 | 38.43 | 40.74 | Подрабатываю | 12.96 | 40.74 | 46.30 | Участвую в работе общественных организаций, клубов, движений | 6.02 | 25.46 | 68.52 | Играю на музыкальном инструменте | 5.56 | 19.44 | 75 | Путешествую | 3.24 | 56.48 | 40.28 |
Итак, самые распространенные формы свободного времяпровождения –это общение с друзьями, музыка, компьютер, отдых в семье и помощь родителям в хозяйственных делах. Незначительное число брестских студентов занимаются общественной деятельностью, владеют каким-либо музыкальным инструментом и путешествуют. Наши исследования, проведенные в Бресте 10-15 лет тому назад, показали, что в тот период наши студенты реже посещали кафе, рестораны, больше читали художественную литературу, и львиную долю свободного времени тратили на просмотр программ телевидения. Сейчас компьютер существенно «потеснил» телевизор, войдя в тройку самых популярных способов проведения досуга.
Наши студенты, хоть и не так часто, но путешествуют и интересно знать, каким способом.
Таблица 7 – белорусские студенты, в %
| Путешествую пешком | 42.59 | 26.85 | 14.81 | 15.74 | Путешествую на автомобиле | 37.96 | 33.33 | 17.59 | 11.11 | путешествую на велосипеде | 5.56 | 16.67 | 42.59 | 35.19 | путешествую на лодках | 0.46 | 6.94 | 22.69 | 69.91 |
Ответы показывают, что пеший и автомобильный туризм наиболее распространены. Велосипедные, водные походы – редкость, и это говорит о том, что активный туризм слабо распространен среди нашей студенческой молодежи. Правда, в предыдущей таблице имеется информация, что 29.2% респондентов часто занимаются спортом, иногда это делают более половины молодых людей. Следовательно, они испытывают определенные, полезные для здоровья физические нагрузки.
Ответы подтверждают выявленный реже высокий ценностный статус дружбы и семьи.
Наше исследование показало, что 6.34% опрошенных часто путешествуют за границей, иногда это делают 34.3%. Эти цифры говорят о том, что свыше сорока процентов брестских студентов используют возможность посещения зарубежных стран, имеют собственные личные впечатления о жизни в других государствах, могут сравнить ее с нашей белорусской действительностью.
Дополнительную информацию о ценностных ориентациях студентов дают ответы на вопрос: «Что для Вас важно и интересно в заграничном путешествии?»
Таблицы 9 – белорусы, в %
| Очень важно | Важно | Не очень важно | Совсем не важно | Личная безопасность | 60.19 | 30.56 | 7.87 | 1.39 | Природа | 38.43 | 50 | 10.19 | 1.39 | Архитектура | 37.96 | 47.69 | 11.57 | 2.78 | Местная кухня | 37.5 | 49.1 | 10.3 | 3.1 | Хороший сервис | 35.19 | 50.93 | 11.11 | 2.78 | Магазины | 27.31 | 43.98 | 24.07 | 4.63 | Сувениры | 17.59 | 45.83 | 26.39 | 10.19 | Общение с местными людьми | 17.13 | 46.30 | 29.17 | 7.41 | Музеи | 14.35 | 46.76 | 31.94 | 6.94 | Национальные обычаи | 12.5 | 33.33 | 44.44 | 9.72 | Музыка | 10.19 | 26.39 | 48.61 | 14.81 | Театр | 5.56 | 24.07 | 53.70 | 16.67 | Фольклор | 4.17 | 15.28 | 62.5 | 18.06 |
Ответы показывают, что наивысший интерес в путешествиях за рубежом, вызывает природа, что подтверждает высокий статус экологических ценностей, архитектура, интерес к которой говорит об эстетических потребностях нашей молодежи. И вполне естественно, что молодой человек посетит страну, будучи уверенным в своей безопасности, надеясь на хороший сервис и нетрадиционное питание.
Поскольку одной из задач исследования является сравнение представлений о ценностях студентов белорусов, поляков и немцев, сопоставим ответы на вопросы анкеты респондентов из этих стран.
Таблица 10 – ответ «очень важно», в % (базовые ценности)
| белорусы | поляки | немцы | Здоровье | 88.0 | 75.8 | 80.0 | Семья, дети | 78.7 | 63.2 | 54.6 | Дружба | 66.2 | 63.2 | 77.3 | Любовь | 65.7 | 64.2 | 70.3 | Возможность потреблять чистые продукты и дышать чистым воздухом | 53.2 | 11.6 | 46.0 | Личная свобода | 48.2 | 52.6 | 64.9 | Возможность реализовать свои способности, таланты | 43.1 | 46.3 | 54.1 | Уважение других людей | 42.6 | 45.3 | 34.6 | Душевное спокойствие | 41.7 | 32.6 | 63.8 | Комфортное жилье | 38.9 | 28.4 | 20.5 | Законность в государстве | 37.0 | 13.7 | 44.9 | Хорошее образование | 36.6 | 26.3 | 69.2 | Общение с интересными людьми | 36.6 | 35.8 | 43.8 | Карьера | 36.1 | 34.7 | 19.5 | Деньги, материальное благополучие | 32.4 | 33.7 | 24.3 | Секс | 31.9 | 32.6 | 42.2 | Частная собственность | 26.9 | 42.1 | 33.5 | Гарантии прав человека | 25.9 | 46.3 | 73.5 | Веселая, полная развлечений жизнь | 25.0 | 14.7 | 46.0 | Суверенитет моего государства | 24.5 | 46.3 | 37.8 | Удобная, красивая одежда | 18.1 | 10.5 | 8.7 | Демократия в государстве | 13.9 | 33.7 | 56.2 | Религия | 13.0 | 27.4 | 18.9 | Искусство | 9.7 | 8.4 | 21.1 | Национальная культура | 7.4 | 17.9 | 17.8 |
Сравнение мнений студентов трех стран свидетельствует о том, что, в главном, их ценностное сознание идентично. Лидирующими факторами и для белорусов, и для поляков, и для немцев являются здоровье, дружба, любовь. Аутсайдеры те же – наименьшее значение для всех студентов имеют религия, искусство, национальная культура. Тем не менее, различия в ценностях у белорусов, поляков и немцев имеются, и они заключаются в следующем.
1. Студенты-славяне (белорусы, поляки) выше оценивают семью, несмотря на то, что их средний возраст ниже, чем у немецких студентов.
2. Обнаружена четкая закономерность возрастания при движении с Востока на Запад политико-правовых факторов. Для популярности продемонстрируем это в таблице.
Таблица 11 – ответ «очень важно», в %
| белорусы | поляки | немцы | Личная свобода | 48.2 | 62.6 | 64.9 | Гарантии прав человека | 25.9 | 46.3 | 73.5 | Демократия в государстве | 13.9 | 33.7 | 56.2 |
3. Немецкая молодежь значительно выше оценивает душевное спокойствие, психологический комфорт, а для славянского менталитета это не характерно.
4. По блоку материальных ценностей явные лидеры – белорусы, для них они более существенны, и это видно в следующей таблице
Таблица 12 – ответ «очень важно», в %
| белорусы | поляки | немцы | Комфортное жилье | 38.9 | 28.4 | 20.5 | Деньги, материальное благополучие | 32.4 | 33.7 | 24.3 | Удобная, красивая одежда | 18.1 | 10.5 | 8.7 | Эти ответы разрушают миф о том, что на Западе существует культ потребления, наоборот, он постепенно формируются у нас, а в развитых европейских странах значительная часть общества уже переболела этой болезнью, и там активно формируется т.н. постматериалистические ценности.
5. Наши западные соседи (немцы, в особенности) значительно выше оценивают хорошее образование.
6. Для немцев наименее важна карьера, но их больше волнуют гедонистические ценности (секс, веселая, полная развлечений жизнь).
7. Религия находится в «хвосте» рейтинга у всех опрошенных и там, где с ней длительное время активно боролись (Беларусь) и там, где этого не делали (Польша, Германия). Отмечен самый высокий статус религиозных ценностей у поляков.
Для сравнения статуса ценностей инструментальных воспользуемся следующей таблицей, дающей информацию о том, на основе каких факторов респонденты надеются на успех в жизни.
Таблица 13 – ответ «очень важно», в %
| белорусы | поляки | немцы | Инициатива, упорство | 62.0 | 49.5 | 49.7 | Личные профессиональные качества | 60.2 | 66.3 | 34.1 | Хорошее образование | 51.9 | 51.9 | 63.2 | Общительность | 49.1 | 31.6 | 15.2 | Везение, счастливый случай | 46.3 | 48.4 | 31.2 | Воля, энергичность | 45.4 | 17.9 | 34.6 | Выгодные знакомства | 43.5 | 48.4 | 33.5 | Работа над собой, самосовершенствование | 41.7 | 57.9 | 28.1 | Честность, порядочность | 39.8 | 43.2 | 41.1 | Личное обаяние | 31.5 | 34.7 | 28.1 | Знание иностранных языков | 30.6 | 67.4 | 21.6 | Интеллигентность | 26.9 | 17.9 | 31.4 | Удачный брак | 25.9 | 42.1 | 20.0 | Помощь родственников | 24.1 | 27.4 | 31.4 | Честолюбие | 22.2 | 64.2 | 56.8 | Покровительство влиятельных людей | 20.8 | 30.5 | 23.8 | Поддержка государства | 11.6 | 12.6 | 10.8 | Вера в бога | 10.2 | 21.1 | 12.4 |
Главное сходство во мнениях на средства достижения успеха в жизни, выявленное у опрошенных студентов, состоит в том, что они надеются, в основном на себя, на свои собственные силы и способности, не исключая при этом дополнительное влияние иных, внешних факторов.
В чем же различие?
1. Студенты-славяне (белорусы, поляки) большее значение придают общительности, коммуникабельности и выгодным знакомствам, а немцы образованию. Первые в большей мере склонны верить в везение, счастье.
2. Немцы в меньшей степени уповают на личные профессиональные качества, работу над собой, удачный брак.
3. Поляки больше немцев и белорусов полагаются на веру в бога, удачный брак и знание иностранных языков. Высокая роль последнего фактора вполне объяснима, так как польская молодежь интегрирована в Европейское сообщество и имеет возможность учебы, работы в его пределах.
4. Белорусы значительно менее честолюбивы, нежели их польские и немецкие сверстники.
Сопоставим мотивацию высшего образования студентов трех стран.
Таблица 14 в %
| белорусы | поляки | немцы | Высшее образование дает хорошую перспективу в жизни | 49.0 | 58.2 | 49.3 | Чтобы приобрести хорошую специальность | 44.0 | 37.8 | 62.7 | С целью повысить уровень своего развития | 42.0 | 39.8 | 39.6 | Высшее образование дает возможность хорошо зарабатывать | 27.0 | 30.6 | 41.0 | Диплом дает возможность сделать карьеру | 25.0 | 28.2 | 38.1 | Чтобы найти новых друзей | 23.0 | 12.6 | 6.7 | Мне нравится студенческая жизнь | 17.0 | 25.2 | 35.8 | На этом настояли мои родители | 11.0 | 9.2 | 1.5 | Ради престижа | 8.0 | 10.2 | 2.2 | Чтобы не жить вместе с родителями | 8.0 | 7.3 | 8.2 | С целью поменять место жительства | 7.0 | 3.9 | 3.7 | С целью найти партнера для создания семьи | 2.0 | 8.2 | 0.7 |
Сравнение мотивов обучения в ВУЗе показывает следующее.
1. Студенты-немцы более четко сориентированы на конкретную специальность обучения, они в большей степени уверены, что образование позволит им больше зарабатывать и сделать карьеру
2. Среди белорусов меньше, чем среди немцев и поляков, тех, кому нравится студенческая жизнь, и больше тех, кто попал на учебу под влиянием родителей.
3. У студентов-белорусов и поляков обнаружен более высокий статус студенческой дружбы, которая складывается в период учебы в учебном заведении.
Сравним структуру досуга наших респондентов.
Таблица 15 – ответ «часто», в %
| белорусы | поляки | немцы | С подругами, друзьями | 74.6 | 77.9 | 76.2 | Слушаю музыку | | 81.1 | 63.2 | Занимаюсь компьютером | 66.2 | 80.0 | 61.1 | В кругу семьи | 45.8 | 59.0 | 40.5 | Помогаю родителям по хозяйству | 42.1 | 59.0 | 24.9 | Отдыхаю на природе | 36.1 | 56.8 | 30.0 | Занимаюсь спортом | 29.2 | 45.3 | 46.5 | Посещаю кафе, рестораны | 28.7 | 43.2 | 27.6 | Посещаю кино, театры | 23.2 | 25.3 | 10.3 | Смотрю телевизор | 23.2 | 39.0 | 24.9 | Читаю художественную литературу | 20.8 | 34.7 | 21.1 | Подрабатываю | 13.0 | 25.3 | 35.1 | Участвую в работе общественных организаций, клубов, движений | 6.0 | 14.7 | 26.0 | Играю на музыкальном инструменте | 5.6 | 8.4 | 18.9 | Путешествую | 3.2 | 32.6 | 11.9 |
О чем говорит сравнение ответов?
1. Большую часть своего свободного времени студенты проводят одинаково (музыка, друзья, компьютер, семья).
2. Белорусы и поляки чаще помогают своим родителям по-хозяйству.
3. Белорусы меньше чем поляки и немцы подрабатывают с целью пополнить свой бюджет, но посещают рестораны и кафе также часто, как и немцы.
4. Поляки чаще белорусов и немцев читают художественную литературу, отдыхают на природе, посещают рестораны и кафе, смотрят телевидение и путешествуют. Лидерство поляков в путешествиях также можно объяснить их сравнительно недавним присоединением к ЕС, которое открыло им границы многих стран.
5. Поляки и немцы в большей степени, чем белорусы, вовлечены в спортивные занятия, они проявляют более высокую активность в общественно-политической деятельности.
6. Количество немецких студентов, владеющих каким-либо музыкальным инструментом, вдвое больше, чем среди поляков, и втрое, чем среди белорусов.
Сравним степень участия наших респондентов в активных способах путешествий.
Таблица 16 – ответ «часто», в %
| белорусы | поляки | немцы | Путешествуют пешком | 42.6 | 67.4 | 17.3 | На автомобиле | 38.0 | 65.3 | 30.8 | На велосипеде | 5.6 | 16.8 | 19.5 | На лодках | 0.5 | 5.3 | 3.2 | Итак, поляки и белорусы значительно больше путешествуют пешком или на автомобиле, но немецкие студенты больше тяготеют к активному передвижению на велосипедах и лодках.
Анкетирование также показало, что частота путешествий за границу возрастает при движении с Востока на Запад (белорусы – 7.0%, поляки – 15.8%, немцы – 26.5%).
С кем предпочитают путешествовать наши опрошенные студенты?
Таблица 17 – ответ «часто», в %
| белорусы | поляки | немцы | С друзьями, подругами | 72.2 | 83.2 | 61.1 | С семьей | 39.4 | 42.1 | 24.9 | В туристической группе | 12.0 | 12.6 | 6.5 | В одиночестве | 6.5 | 11.6 | 17.3 |
Ответы таблицы 17 подтверждают ценности дружбы и семьи, выявленные в предыдущих вопросах. Они также свидетельствуют о более высоком уровне индивидуализма личности, которая присутствует у польских, и особенно у немецких студентов. По нашим данным, 42.7% опрошенных немецких молодых людей никогда не согласятся путешествовать в одиночку, а это значит, что их большая часть считает такие одиночные туры нормальным, приемлемым вариантом отдыха.
Сравнение ценностных ориентаций студентов вузов трех стран можно произвести и на основе ответов на вопрос: «Что для Вас важно и интересно в заграничном путешествии?»
Таблица 18 – ответ «очень важно», в %
| белорусы | поляки | немцы | Личная безопасность | 60.2 | 73.7 | 51.4 | Природа | 38.4 | 34.7 | 42.7 | Архитектура | 38.0 | 32.6 | 8.7 | Местная кухня | 37.5 | 27.4 | 36.8 | Хороший сервис | 35.2 | 41.1 | 21.6 | Магазины | 27.3 | 27.4 | 8.7 | Сувениры | 17.6 | 7.4 | 4.3 | Общение с местными людьми | 17.1 | 25.3 | 26.5 | Музеи | 14.4 | 10.6 | 8.7 | Национальные обычаи | 12.5 | 17.9 | 15.7 | Музыка | 10.2 | 21.1 | 8.7 | Театр | 5.6 | 5.3 | 4.3 | Фольклор | 4.2 | 8.4 | 4.3 |
Ответы говорят о том, что для белорусов и поляков более важны архитектурные ценности в стране посещения, хороший сервис, возможность приобретения в магазинах товаров и сувениров.
Что касается немцев, их больше интересует природа, кулинарные шедевры национальной, региональной кухни. Поляки и немцы, по сравнению с белорусами, в большей степени ориентированы на коммуникации с местным населением.
Результаты исследования дают основания сделать следующие выводы и обобщения.
1. Мир ценностей студентов вузов г.Бреста достаточно разнообразен, не однобок. Он представляет собой достаточно гармоничное сочетание материальных, нравственных, политико-правовых и культурных факторов. Мнение о том, что современное поколение, мировоззрение которого формировалось вне влияния советских, партийных, идеологических институтов, это поколение потерянное, ущербное – не соответствует действительности. Нравственное ядро его сознания свое значение не потеряло. Для большей сбалансированности ценностных ориентаций брестского студента необходимо повышать уровень его политико-правового сознания, и в, особенности, значение в его жизни национально-культурных ценностей, рейтинг которых пока не высок.
2. Вызывает озабоченность тот факт, что снизили свой ценностный статус образованность, знания. Получение высшего образования рассматривается все в большей степени как средство для достижения карьеры, материального благополучия. Можно утверждать, что многие молодые люди идут в вуз не за знаниями, а за дипломом, дающим формальное право претендовать на более престижную работу, должность и зарплату.
Исследования, проведенные еще в период СССР, показали, что не последним мотивом поступления молодого человека в вуз было желание повысить свой социальный статус, стать представителем интеллигенции. Определенную притягательную силу имела романтика студенческой жизни. Первое постсоветское поколение мыслит иначе. Мотив стал прагматичным, и это не стоит считать ненормальным, если бы студент шел в высшую школу за знанием, а не за документом.
3. Современный студент надеется достигнуть своих жизненных планов, целей, опираясь на свои собственные силы, но надо учитывать, что надежда на поддержку государства тоже существует. Для каждого десятого молодого человека она очень важна, и важна для каждого второго.
4. Современный студент значительное время проводит у компьютера, пользуется Интернетом. Именно этот способ получения информации (а не телевидение, радио, газеты) становится для него основным. Из этого следует, что молодые люди черпают сведения, воспринимают оценки и суждения из самых разных источников, а не только из официальных белорусских СМИ. Значительная часть молодых людей выезжает за границу, и их мировоззрение, ценности и идеалы формируются не в условиях изоляции от остального мира.
5. Количество студентов, вовлеченных в активные формы досуга, туризма, недостаточно. Внедрение здорового образа жизни, его пропаганда остаются еще не решенной задачей.
6. Наши белорусские (брестские) студенты по своим взглядам и ценностям очень близки к западным соседям. И это несмотря на то, что Польша и Германия – государства, имеющие свою историю, культуру и социально-политическое устройство, во многом отличные от белорусских условий. В условиях глобализации, развития информационного общества существенные социально-культурные различия между народами стираются, и, в первую очередь, это происходит в молодежной среде.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Абасов З. Инновационность в образовании и подготовка учителей // «Alma Mater». М. – 2001. — № 4.
2 Алейнік, Л. Мастацкая філасофія // ЛіМ. – 2008. – 8 лютага (№6). – С. 6.
3 Грибов Г.М., Лапина С.В., Смоликова Т.М. Студенческая молодежь Белуруси в мире современной культуры. Серия «Мой свет». Брест, 2004. 98 с.
4 Дадамян Г.Г. Современная культурная ситуация и проблемы ее социологического изучения // Вопросы социального функционирования художественной культуры. М.: Наука, 1984. С.5.
5 Иноземцев В.Л. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии? //ВФ.1998. №9.
6 Качаткова, П. Уступнае слова / П.Качаткова // Лёс нацыянальнай культуры на паваротах гісторыі: Зб. дакдадаў. Мн., 1995. – С.3-5.
7 Кісліцына, Г. Новая літаратурная сітуацыя / Г.Кісліцына // Беларускі калегіюм [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.bk.baj.by/lekcyji/litaratura/kislicyna01.htm. Дата доступа 20.05.2010.
8 Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустрального общества. Изд. 2-е, пепераб. и доп. М., 2005, С.5-6.
9 Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства («Круглый стол») // СОЦИС. 2000. №7.
10 Программа социально-экономического развития РБ на 2006-2010 гг. // Раздел «Патриотическое воспитание учащихся и студенческой молодежи в РБ». Мн.,2006.
11 Тишков В.А. Забыть о нации (пост-националистическое понимание национализма) // ВФ. 1998. № 9. С.3-26.
12 Философские проблемы теории и практики национальных отношений // Вопросы философии. 1988. № 9.
13 Флиер А.Я. Социальные основы массовой культуры // Флиэр А.Я. Культурология для культурологов. М., 2000. С.370-391.
14 Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.,1992.
15 Хюбнер Курт. Нация: От забвения к возрождению. М., 2001.
16 Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т.1. М.,1993.
17 Щеглова С.Н. Использование интернет-технологий в преподавании
18 Кelly P. Human Identity Parti: Who are you? - 1997. Цит. по: Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Стратегии саморепрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью, 1999. [Электронный документ] Режим доступа http://flogiston.df.ru./projects/articles/strategy.shtmn
 
 
© Национальная академия наук Беларуси, 2011
 
|
|