|
- - -
Этапы реализации политики соседства
 
Для координации и реализации Европейской политики соседства в июле 2003 года в Европейской Комиссии было создано специальное подразделение под названием «Большая Европа» («Wider Europe Task Force»). Первоначально его возглавил еврокомиссар по расширению, немец Гюнтер Ферхойген (Gunter Verheugen). Данное подразделение объединяет сотрудников из двух напрямую затрагиваемых генеральных директорий ЕК - Внешние связи и Расширение. С ноября 2004 года возглавила «Большую Европу» еврокомиссар от Австрии - Бенита Ферреро-вальднер (Benita Ferrero-Waldner), которая отвечала за внешние связи и Европейскую политику соседства. Die «Wider Europe Task Force» координировал процесс реализации ЕПС в тесном сотрудничестве с Хавьером Соланой (Javier Solana), который являлся одновременно Генеральным секретарем Совета Министров ЕС и Верховным представителем по внешней политике и политике безопасности, соответствующим председателем ЕС и странами-членами ЕС. Task Force был ответственен за развитие будущей политической концепции ЕНП, разработку планов действий для соответствующих стран, последующий контроль их реализации и за применение Европейского инструмента соседства.
Согласно разработанному в июле 2003 года Европейской Комиссией документу «Об основах нового инструмента политики соседства», создание нового инструмента соседства было разбито на два периода. В первый период (2004-2006 годы) должно было произойти так называемое знакомство с программами соседства. Финансирование данных программ осуществлялось в рамках существующих инструментов и в объемах, предусмотренных до 2006 года. До 2006 года основными инструментами сотрудничествами ЕС с Россией, Беларусью, Молдовой и Украиной оставались существующие программы ТАСИС. Кроме того, данным странам была предоставлена возможность финансирования малых проектов в сотрудничестве с программой Интеррег. Программы CARDS, MEDА распространились на страны Южного Средиземноморья. Беларусь не смогла воспользоваться всеми преимуществами нового подхода в данный период. Начиная с 2007 года был создан новый инструмент соседства и утвержден новый объем финансирования. В этот период Беларусь рассчитывала на полное подключение к программам соседства в случае совпадения оценок Беларуси и ЕС на ход и результаты президентских выборов 2006 года в Беларуси.
Положительные изменения в политической сфере взаимоотношений могли бы создать для Беларуси определенные преимущества по сравнению с другими странами-соседями. Так, для Беларуси в качестве первой из стран-соседей открылась бы возможность заключения с ЕС нового вида соглашения – соглашения о соседстве. Начиная с принятия ЕС специального Заявления по Беларуси в сентябре 1997 года, которое повлекло приостановление процесса ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Беларусью от 5 марта 1995 года, Временного соглашения о торговле и программ технической помощи (кроме гуманитарной сферы), отношения Республики Беларусь и ЕС не находятся в состоянии поступательного развития,,. Торговые отношения осуществляются на основе заключенного еще в 1989 году Соглашения о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и ЕС и заключенного ЕС и Беларусью Соглашения о торговле текстильными изделиями от 1993 года. Такая договорная база не отвечает как интересам Беларуси, так и ЕС. При этом необходимо учитывать, что после вступления в ЕС новые члены денонсировали двусторонние соглашения, которые не соответствуют нормам ЕС, с третьими странами, в том числе и Беларусью. Предполагалось, что учитывая тот факт, что Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Беларусью до сих пор не ратифицировано и соответственно не были созданы и не действовали структуры по его реализации, а по содержанию это Соглашение уже давно устарело, нецелесообразно было бы продолжать процедуру его ратификации, а более простым и логичным решением стало бы заключение соглашения о соседстве.
Некоторые позитивные изменения в отношениях между ЕС и Беларусью в 2003 году не получили развития. Европейский Союз принял ряд новых жестких решений в отношении Беларуси: не были признаны итоги парламентских выборов и референдума, прошедших 17 октября 2004 года, введены запреты на выдачу виз в страны ЕС в отношении некоторых высокопоставленных чиновников Беларуси.
 
См. также: Стратегические и тактические аспекты реализации политики соседства
 
© Национальная академия наук Беларуси, 2011
 
|
|