|
- - -
Стратегические и тактические аспекты реализации политики соседства
 
12 мая 2004 года Европейской Комиссией был представлен специальный документ – стратегия «Европейская политика соседства» – в котором конкретизируются подходы ЕС к развитию отношений со странами-соседями, к которым было также предложено отнести также страны Закавказья - Армению, Грузию и Азербайджан. Инициатива расширения географии ЕПС на три страны Закавказья была обусловлена тем, что в рамках принятой Европейским Советом в декабре 2003 года Европейской политики безопасности Южный Кавказ был обозначен как регион, в котором ЕС должен проявлять более активный интерес.
В Стратегии были установлены принципы, географические рамки, методология реализации ЕПС. Наряду с данной стратегией ЕК представил семь страновых докладов, а именно в отношении стран, с которыми ЕС заключил Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве (Молдова, Украина) или Соглашения об Ассоциации (Израиля, Иордании, Марокко, Палестинской Автономии и Туниса). В данных докладах анализируется политическая и экономическая ситуация в соответствующей стране, имеющиеся проблемы в данных сферах. Так, доклад по Украине составляет 29 страниц. На основе Стратегии и страновых докладов и должны быть разработаны конкретные планы действий с каждой страной-партнером.
Предложенный ЕК метод состоит в том, чтобы вместе со страной-партнером определить приоритеты, выполнение которых приблизит данную страну к стандартам ЕС. Эти приоритеты должны быть приняты в совместно согласованном плане действий и затрагивают особые мероприятия в некоторых центральных областях: политический диалог и реформы; торговля и меры по подготовке партнера к постепенному членству во внутреннем рынке ЕС; юстиция и внутренние дела; энергетика, транспорт, информационные технологии, окружающая среда, исследования и инновации, социальная политика и контакты населения (people-to-people).
В целом предмет плана действий составляют две объемные области. Во-первых, обязательства по осуществлению действий, которые подтверждают или укрепляют приверженность страны-партнера общим ценностям и определенным целям в области ОВППБ; во-вторых, обязательства к действиям, которые приближают страну-партнера к ЕС в некоторых приоритетных областях.
Европейская комиссия рекомендовала, чтобы разработанные планы действий одобрялись также соответствующими Ассоциативными советами и Кооперационными Советами. Прогресс в выполнение определенных приоритетов должен также контролироваться созданными в рамках СПС или СА органами. ЕК будет регулярно представлять доклады о достигнутом прогрессе. При этом ЕК будет учитывать результаты контроля, представленные органами, действующими в рамках СПС и СА, информацию, предоставленную непосредственно страной-партнером. Вместе с докладами Верховного представителя по вопросам политического сотрудничества и ОВППБ ЕК в течение двух лет с момента действия плана действия должны быть представлен промежуточный доклад о достигнутом до этого времени прогрессе и в течение трех лет после официального утверждения отдельных планов действий - дальнейший контроль.
В планах действий устанавливается, как действовать в следующие три-пять лет. Следующим шагом может стать разработка Европейского соглашения о соседстве, которое заменит двусторонние соглашения нынешнего поколения, в случае выполнения приоритетов планов действий.
 
См. также: Планы действий и инструменты политики соседства
 
© Национальная академия наук Беларуси, 2011
 
|
|