Наука                    Культура                    Сотрудничество                    Библиотека                    Медиатека

EN    


Главная - - Сотрудничество - Внешняя политика Европейского Союза в отношении стран–соседей (2003-2010 г.г.)

Сотрудничество ЕС с Республикой Беларусь через призму политики соседства

 

Что касается непосредственно подхода ЕС к отношениям с Республикой Беларусь, то в документе Европейской Комиссии «Большая Европа – соседство: новые рамки отношений ЕС с нашими восточными и южными соседями» нашей стране было уделено отдельное внимание. В документе указывалось, что ЕС не обладает на данный момент предложением, которое могло бы стать альтернативой сложившегося состояния взаимоотношений ЕС и Беларуси на тот момент. Основную цель для себя на данном этапе ЕС видел в том, чтобы «обязать Республику Беларусь в преддверии парламентских выборов 2004 года к соразмерному постепенному процессу, который должен быть сосредоточен на создании предпосылок для свободных и честных выборов и, в случае достижения этого, на вовлечении Беларуси в политику соседства, не компрометируя при этом позицию ЕС в отношении защиты общих демократических ценностей».

Республика Беларусь не могла быть полноправным партнером в предложенной ЕС политике соседства. Было очевидно, что в отношении нашей страны ЕС был склонен поддерживать проекты, направленные на стабильность восточных границ расширенного ЕС, развитие гражданского общества в Беларуси, усиление информационной политики в западных ННГ, в том числе в Беларуси, с целью создания позитивного имиджа ЕС и пропаганды его преимуществ.

Что касается официальной позиции Беларуси, то в ней положительно оценивалось инициатива создания политики соседства ЕС «как согласующаяся с национальными стратегическим приоритетами в плане сближения с ЕС и формирования пояса «добрососедства». Беларусь придерживалась концепции «ответственного соседства». Разработанный весной 2003 года неофициальный документ МИД Беларуси предлагал развитие отношений в рамках политики соседства на следующих принципах: гарантия учета национальных интересов и уважение суверенитета соответствующих стран, а также предоставление реальных преимуществ от сотрудничества с ЕС; сотрудничество должно быть гибким, сочетать двустороннее и региональное измерение; дифференцированный характер сотрудничества, учитывающий специфику и европейские устремления каждого из них; использование опыта стран-кандидатов в построении регионального сотрудничества. В предложениях МИД Беларуси акцентировались польские инициативы по разработке так называемого «Восточного измерения» ЕС, охватывающего четыре страны – Россию, Беларусь, Украину и Молдову – и институционализированного в форме Восточноевропейского регионального форума.

В качестве положительного момента можно отметить практическое совпадение областей интереса ЕС и Беларуси, особенно в таких сферах, как торгово-экономическая, сфера юстиции и внутренних дел, гуманитарная и культурная сферы. Однако понятно, что без развития отношений в политической области невозможно максимально эффективно реализовать интересы в остальных сферах. Стороны должны стремиться к осуществлению конструктивного диалога на взаимоприемлемой основе.

Плюсы политики соседства были очевидны: признание особого статуса отношений ЕС с Беларусью как страной-соседом; использование регионального подхода в налаживании сотрудничества с западными ННГ путем подключения России, для которой политика соседства явилась лишь малой частью стратегического партнерства с ЕС. Именно такой региональный подход, по мнению западных исследователей, позволил ЕС сконструировать «шпагат» для Украины между ее западной ориентацией и привязанностью к России, а для Беларуси создать баланс между Союзом с Россией и открытием на Запад, которого нельзя будет избежать в будущем. Для Беларуси это предполагало возможность через Россию и региональное сотрудничество улучшить, по крайней мере, экономические отношения с расширенным ЕС. Положительным моментом политики соседства явилась также интенсификация трансграничного сотрудничества, которое должно было способствовать стабильности в Европе и соответствует стратегическим интересам Беларуси. Минусом явилось нежелание ЕС увеличивать финансирование для Беларуси в рамках программы ТАСИС, Беларусь занимала одно из последних мест по объемам финансирования среди стран СНГ. В связи с этим официальные лица МИД Беларуси призывали к сбалансированному финансированию по линии ИНТЕРРЕГ и ТАСИС, так как несоблюдение такого подхода могло осложнить реализацию совместных проектов по обе стороны границы.

Необходимо отметить, что новые члены ЕС также выражали заинтересованность в налаживании конструктивных отношений со своими непосредственными восточными соседями, о чем свидетельствовал предложенный МИД Польши документ «Non-paper», в котором предлагалось создание в среднесрочной перспективе Общеевропейского экономического пространства и политического сплочения. Предложения Польши свидетельствовали, что после расширения в ЕС возрастет «лобби» в пользу политики соседства, что может принести выгоды и для Беларуси.

 

См. также:

Этапы реализации политики соседства

 

Поиск по сайту:
по любому из слов по каждому слову

© Национальная академия наук Беларуси, 2011