|
- - -
Цели политики соседства
 
Декларируемая общая цель политики соседства – избежать создания новых разделительных линий, обеспечить благосостояние и безопасность. Впервые было признано особое значение стран-соседей для ЕС и указывалось, что ввиду различных исходных позиций и целей стран-соседей не может быть единственной концепции для всех. В ответ на достигнутый конкретный прогресс в реализации общих ценностей и эффективное проведение политических, экономических и институциональных реформ странам-соседям должна была предоставлена возможность более тесной экономической интеграции с ЕС. Для этой цели ЕС предлагал перспективу участия во Внутреннем рынке ЕС и распространение на эти страны четырех свобод (свободы передвижения, свободы перемещения товаров, услуг и капитала). Долгосрочной целью политики соседства явилась разработка соглашений, на основе которых отношения ЕС и стран-соседей, в конце концов, приблизятся к тесным политическим и экономическим условиям, которые существуют уже в рамках Европейского экономического пространства.
Предложенные процедуры данной политики напомнили используемый ЕС инструментарий в рамках политики ассоциации, однако без перспективы вступления. По сути дела, ЕС преследовал политику, состоящую из технически-административного обеспечения безопасности будущих восточных границ ЕС, с одной стороны, и интенсификации трансграничного сотрудничества, например, в рамках еврорегионов, с другой стороны. Многие исследователи подчеркивали то, что данный документ является достаточно расплывчатым, но, в то же время, связным. Хотя в нем и не говорилось о конкретных путях реализации данной политики, но предполагался дифференцированный подход к странам-соседям, разработка национальных планов действий и определение критериев, которых должен достигать прогресс в той или иной сфере преобразований.
План действий – политический документ, в котором предполагалось соединить прошлую и предстоящую работу во всех областях отношений ЕС и стран-соседей, чтобы ясно установить политические цели и критерии, с помощью которых будет измеряться прогресс в последующие годы. Они должны быть точными и дополнены соответственно подробными планами сотрудничества в специфических секторах. Критерии более значимы для страны-партнера, поскольку предполагают большую просчитываемость и уверенность, чем традиционный принцип «условности». Критерии должны были разрабатываться по возможности в тесном сотрудничестве со страной-партнером, чтобы обеспечить восприятие данных критериев страной как собственных и, соответственно, стремиться к их реализации. Планы действий должны были заменить общие стратегии и стать важнейшим политическим документом ЕС для среднесрочных отношений со странами-соседями.
В документе ЕК указывалось на зависимость успеха внутренних реформ и предоставления дополнительных возможностей финансовой помощи со стороны ЕС. Признавалось, что сотрудничество не должно ограничиваться приграничными регионами, а также указывалось на необходимость разработки новых инициатив регионального сотрудничества в отношениях с западными HНГ. Указывалось, что «Северное измерение» являлось единственными региональными рамками, в которых ЕС рассматривает при- и трансграничные вопросы со своими восточными партнерами, однако участие ограничивается лишь Россией. ЕС предлагал возможность развития регионального сотрудничества с участием всех западных ННГ на основе концепции «Северного измерения», чтобы разработать широкий и всеохватывающий подход по вопросам политики соседства, но на тот момент этот подход не нашел какого-либо ясного оформления.
 
См. также: Сотрудничество ЕС с Республикой Беларусь через призму политики соседства
 
© Национальная академия наук Беларуси, 2011
 
|
|