|
- - -
2000-е годы – Новые горизонты партнерства
 
В ноябре 2002 года Совет Министров ЕС принял решение поставить отношения со странами-соседями на новую договорную основу. На декабрьском саммите 2002 года в Копенгагене ЕС подтвердил свое стремление строить отношения со странами-соседями на основе общих ценностей. Возникает понятие «непосредственного соседства», которое включает в себя возможность трансграничного сотрудничества без создания буферных зон и идеологических границ для стран-соседей, для которых отсутствует возможность вступления в ЕС в среднесрочной перспективе. Проблема реализации концепции «непосредственного соседства» состояла в том, что ЕС использовал политику расширения в качестве инструмента стабилизации и повышения благосостояния в Центральной и Восточной Европе, оставляя при этом вопросы взаимоотношений стран-кандидатов со своими соседями без рассмотрения. Это привело к значительным пробелам в исследовании возможных проблем расширенного ЕС со странами-соседями.
В проекте Конституционного договора, разработанного Конвентом, взаимоотношениям ЕС и стран-соседей была посвящена статья 56. Согласно данной статье целью развития отношений ЕС со странами-соседями явилось создание пространства благосостояния и добрососедства, которое построено на ценностях ЕС и характеризуется тесными мирными отношениями на основе сотрудничества. Для этой цели ЕС, согласно ст. III-227 Конституционного договора, может заключать и реализовывать специальные соглашения с соответствующими странами, которые могут содержать взаимные права и обязанности и открывать возможности для взаимодействия.
В развитие данного подхода Европейская Комиссия ЕС представила 11 марта 2003 года документ под названием «Большая Европа – соседство: новые рамки отношений ЕС с нашими восточными и южными соседями». Этот документ явился рамочным для формирования политики соседства, которая охватывала Россию, западные новые независимые государства (Беларусь, Украину и Молдову) и южные страны Средиземноморья. Европейский Союз признал, что, по крайней мере, в следующем десятилетии способность ЕС обеспечить своим гражданам безопасность, стабильность и устойчивое развитие неразрывно связана с интересом ЕС в тесном сотрудничестве со странами-соседями.
ЕПС была призвана объединить и усилить две первостепенные цели ЕС в этих регионах:
1. сотрудничество с партнерами для борьбы с бедностью и создания пространства общего благосостояния и общих ценностей на основе углубленной, экономической интеграции, более интенсивных политических и культурных отношений, более тесного трансграничного сотрудничества и общей ответственности ЕС и стран-соседей за предотвращение конфликтов;
2. закрепление предложенных ЕС конкретных преимуществ и преференциальных отношений в дифференцированные рамки, которые учитывают достигнутый странами-партнерами прогресс в политических и экономических реформах.
Согласно документу ЕК «Большая Европа – соседство: новые рамки отношений ЕС с нашими восточными и южными соседями» концепция ЕПС должна была быть построена на следующих принципах:
1. расширение Внутреннего рынка и регулирующих структур;
2. преференциальная торговля и открытие рынка;
3. перспективы легальной миграции и свободы передвижения;
4. более интенсивное сотрудничество в предотвращении и борьбе с угрозами общей безопасности;
5. усиленное политическое участие ЕС в предотвращение конфликтов и кризисном менеджменте;
6. усилия в поддержке прав человека, расширения культурного сотрудничества и улучшения понимания;
7. интеграция транспортных, энергетических и телекоммуникационных сетей и Европейского исследовательского пространства;
8. новые инструменты для стимулирования инвестиций и защиты инвестиций;
9. поддержка интеграции в глобальную торговую систему;
10. улучшенная и более сконцентрированная на потребностях помощь:
11. новые возможности финансирования.
 
См. также: Цели политики соседства
 
© Национальная академия наук Беларуси, 2011
 
|
|