|
- - -
Столкновение стилей мышления
 
То, что социальная реальность на постсоветском пространстве не соответствует никаким выверенным исследовательским лекалам, порождает все нарастающий пессимизм как у так называемых «советологов», так и у представителей институциональной социологии. Этот пессимизм, связан, прежде всего, с ощущением неприменимости используемой методологии к анализу интересующего объекта.
Неудачи в получении адекватного знания о постсоветской действительности не являются следствием кризиса текущей научной парадигмы социальной теории и не свидетельствуют об этом кризисе. Просто она оказалась эффективна только для понимания социальной действительности, построенной в соответствии с определенным мыслительным образцом – а именно европейским стилем мышления.
Парадигму истории культуры европейского типа всегда отличала предрасположенность к познавательным процедурам, которые выступают аналогом или метафорой известных эмпирических действий – измерения, вычисления, упорядочения. Эти стремления доминируют над интенциями к размышлению и медитации.
Иным образом складывается дело в историографии восточноевропейского региона. Современная ментальная карта Восточной Европы представляет собой грандиозное нагромождение рефлексий над различными «промежуточными» социальными состояниями, порожденными перипетиями истории XX–XXI столетий. Это распад имперской архитектуры мира по итогам I Мировой войны, образование национальных государств в Восточной Европе, Октябрьская революция и строительство социалистического общества, II Мировая война и последующее формирование двух антагонистических блоков государств, разрушение восточного блока и либеральные реформы, столкновение идеологий национализма и панславизма в конце XX века, наконец, распространение панъевропейских ценностей и уклада. В сущности, таких «промежуточных» состояний было куда больше, чем стабильных, и это порождает исключительных масштабов мировоззренческий плюрализм в социально-гуманитарной мысли современной Восточной Европы.
В нашей восточноевропейской реальности мировоззренческий плюрализм соединяется еще с одним интересным явлением, которое может быть обозначено как темпоральная неоднозначность сообщества исследователей. Понятно, что западноевропейская философская и методологическая традиция на протяжении нескольких столетий является тем образцом, в соответствии с которым строятся практически все социогуманитарные исследования. Однако сама эта традиция постоянно эволюционирует, претерпевает существенные изменения, которые захватывают и то сообщество ученых, для которого (и в рамках которого) эта традиция разрабатывалась.
 
 
© Национальная академия наук Беларуси, 2011
 
|
|