|
- - - -
Необходимость понимания "Европы"
 
Основные споры и идеологические спекуляции ведутся сейчас над вопросом, является ли Беларусь государством европейского типа или по своим ориентациям принадлежит к отличной конфигурации, требующей иных норм и принципов для построения социального пространства, регулирования общественных отношений. Иными словами, до сих пор открытым остается вопрос, может ли наш социум представляться как некий особый субстрат (например, часть панславянской цивилизации), претендующий быть химерой с необычной судьбой и отличной историей?
Определение геополитических ориентаций отдельных социокультурных образований, представляющих во многих случаях независимые субъекты международного права, неминуемо отражается в области политических решений. Здесь проблема цивилизационных разграничений, приобретает, вопреки кажущейся теоретичности, свое реальное воплощение. Поэтому современное развитие белорусской государственности, протекающее в сложном контексте международного окружения, требует тщательного анализа того места, которое занимает наша страна в ряду существующих крупных цивилизационных образований. Причем данный анализ может быть произведен с нескольких точек зрения — политической, экономической, культурологической.
По нашему глубокому убеждению, титульная характеристика нации не может быть ее полным определением, но будет именно титулом, своеобразным заголовком, определяющим спектр наших культурных симпатий и антипатий, геополитических интересов и выбор партнеров для общения. Очень немногое в Беларуси можно назвать сугубо белорусским: мы принимаем общеевропейские образцы и стили поведения, работаем в универсальных традициях точных наук, используем общий для Европы стиль гуманитарного дискурса. Даже среди слов нашего языка значительную часть составляют те, которые родились не на этой земле. Таким образом, каждая единица чрезвычайно тонким образом совмещает в себе нечто специфичное и универсальное с соседями. Причем в большинстве случаев "универсальное" не означает глобальное. Все имеет свои границы и только весьма немногое можно с полным правом назвать общечеловеческим.
Каждый человек, как и каждое общество, нация, цивилизация, безусловно, специфичен, но мы еще раз возвращаемся к той мысли, что описываемая нами специфичность никогда не означает уникальность. С другой стороны, тенденция к универсализации мира, к глобализации также очевидна. Наличие сходств не означает полную похожесть. Скорее наоборот: тенденция к универсализации мира логично сочетается с его фрагментацией. Тогда все разнообразие как бы воплощается в одном человеке, который теперь может быть одновременно носителем и представителем многих культур.
 
 
© Национальная академия наук Беларуси, 2011
 
|
|