|
- - - -
"Свой" - "Чужой"
 
Различие «своего» и «чужого» – коренная установка геополитического стереотипа. Если сослаться на немецкого политолога Карла Шмита, можно говорить о том, что свое и чужое – это два четко разграниченных пространства, в которых обитает каждый человек. Свое – это дом, тепло и уют. Этому всегда противостоит чужое – часто пугающее и враждебное.
С этой точки зрения, предубеждения, маркирующее границу между своим и чужим – дело объективное и не всегда преодолимое. Например, каждая нация характеризуется набором устойчивых стереотипов в глазах соседей, являющихся частью ее образа. Стереотипы существуют, в том числе, и в отношениях между народами, которые достаточно хорошо знают друг друга и имеют общее историческое прошлое.
Приведем пример. Паскаль Бодри (Pascal Baudry), профессор в области делового администрирования и глава консалтинговой фирмы WDHB Consulting Group, долгое время живущий в США, опубликовал книгу «Французы и Американцы. Другой Берег» («French and Americans, the Other Shore»), в которой привел перечень качеств, которыми, по мнению французов, обладает типичный житель США. Американец — дружелюбный и общительный, шумный, грубый, интеллектуально недоразвитый, трудолюбивый, экстравагантный, самоуверенный, полный предубеждений, недооценивающий достижения иных культур, богатый, щедрый, неразборчивый и вечно куда-то спешащий.
В свою очередь, Хэрриет Рошфор (Harriet Welty Rochefort), американка, живущая во Франции, в книге «Французский Тост» («French Toast: An American in Paris Celebrates the Maddening Mysteries of the French») привела перечень типичных представлений американцев о французах. Французы пользуются репутацией лентяев, не говорящих по-английски по идеологическим соображениям. Они самодовольны, но, тем не менее, весьма предупредительны к дамам и артистичны. С ними очень трудно сблизиться. Французы живут в бюрократическом социалистическом государстве и полностью зависят от чиновников. Они не умеют воевать, и американцам дважды приходилось спасать Францию в ХХ веке.
Говоря о функционировании стереотипов, мы можем увидеть в них два аспекта: временной (консервативность взгляда не поспевает за изменением реальности) и пространственный (к тому, что находится вне привычного пространства, всегда относишься подозрительно).
 
 
© Национальная академия наук Беларуси, 2011
 
|
|