Наука                    Культура                    Сотрудничество                    Библиотека                    Медиатека

EN    


Главная - - Культура - Лакуны и заблуждения - Стереотипы

Стереотип как предпосылка мышления

 

Это только в «сухой» и строгой научной теории из обобщения опытных данных делается однозначно интерпретирующий их вывод. В повседневной жизни картина, как правило, иная: сбором опытных данных движет некое предшествующее им суждение, причем оно уже содержит в себе подспудный вывод, который эти данные чаще всего затем и подтверждают. Справедливость, терпимость, прощение не относятся к «добродетелям» этого предсуждения, ибо оно предшествует получению фактических данных.

Конечно, предрассудки можно выявить, учесть, откорректировать или опровергнуть. Но поскольку срок жизни человека ограничен, поскольку он должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для «освоения» обширного пространства культуры, ему недосуг проверять на истинность всю доступную ему информацию, и поэтому без предрассудков не обойтись.

Стереотипы – неотъемлемый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии полностью самостоятельно и творчески реагировать на все жизненные ситуации. Стереотип, отражающий некий обобщенный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими людьми, помогает ему ориентироваться в жизни и определенным образом направляет его поведение.

Стереотип может быть истинным и ложным. Он может вызывать и положительные, и отрицательные эмоции. Его суть в том, что он выражает отношение, установку данной социальной группы к определенному явлению. Качество жизни человека будет во многом зависеть от этих вплетенных в ткань его самосознания и мышления предрассудков. От того, являются ли они доброжелательными по отношению к другим людям и идеям, возбуждают ли они любовь по отношению к тому, что воспринимается как благо, провоцируют ли ненависть по отношению к тому, что в представление о благе не входит.

В основе каждого стереотипа лежит образ, имеющий свою историю становления. Поэтому история трансформации социальных стереотипов зачастую более длинна и прихотлива, чем история изменения самой социальной реальности. С одной стороны, случается, что некий объект перестает быть частью социальной реальности, но продолжает свою жизнь в стереотипе. Напротив, к вновь возникающему явлению необходим необходимо «привыкнуть» - фиксируется период, на протяжении которого оно не стереотипизовано.

 

 

Поиск по сайту:
по любому из слов по каждому слову

© Национальная академия наук Беларуси, 2011