Наука                    Культура                    Сотрудничество                    Библиотека                    Медиатека

EN    


Главная - - Культура - Вклад уроженцев Беларуси в общеевропейские науку и культуру - XX век

Сухой Павел Осипович

 

СУХОЙ Павел Осипович

(22.07.1895 – 15.09.1975)



Авиаконструктор; один из создателей реактивной и сверхзвуковой авиации



Родился в городе Глубокое Витебской области. В 1914 году окончил гимназию в городе Гомеле. В 1914–1915 годах учился в Московском университете, в 1925 году окончил Московское высшее техническое училище. С 1924 года в Центральном аэрогидродинамическом институте им. Н. Е. Жуковского. В 1939–1949 годах и с 1953 года главный конструктор опытного конструкторского бюро (с 1977 года носит его имя), с 1956 года генеральный конструктор. В 1940 году получил ученую степень доктора технических наук. Автор более 50 оригинальных конструкций самолетов, из которых более 20 серийно выпускались и были на вооружении. Под руководством А.Н. Туполева в 1925–1931 годах участвовал в создании разных типов самолетов АНТ и торпедных катеров, с 1932 года возглавлял проектировщиков рекордных самолетов РД (АНТ-25) и «Родина» (АНТ-37бис), первого советского истребителя-моноплана с убирающимся в полете шасси и закрытой обогреваемой кабиной И-14 (АНТ-31). Создал боевой многоцелевой самолет Су-2 (1937 г.), двухместный бронированный штурмовик Су-6 (1943 г.), реактивный фронтовой истребитель Су-9 (1946 г.) с тормозным парашютом и катапультируемым сиденьем. Разработал первые в СССР околозвуковые всепогодные истребители-перехватчики Су-15 (1948 г.) с герметичной кабиной, боковыми воздухозаборниками и радиолокационной станцией для поиска целей, истребители-перехватчики с треугольным крылом Т-3 (1956 г.), сверхзвуковой истребитель с изменяемой в полете геометрией крыла Су-17 (1966 г.). Под его руководством разработаны фронтовой бомбардировщик Су-24 с изменяемой в полете стреловидностью крыла, бронированный сверхзвуковой армейский штурмовик Су-25, высокоманевренный истребитель Су-27 и первый в мире дальний сверхзвуковой ударный самолет Т-4, рассчитанный на скорость полета, втрое превышающую скорость звука. На самолетах его конструкции установлены мировые рекорды по длительности, высоте и скорости полета. Лауреат Ленинской премии за 1968 год, Государственных премий СССР за 1943 и 1975 годы. Дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965 гг.). За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники награжден золотой медалью имени А. М. Туполева Академии наук СССР (1975 г.). Награжден тремя орденами Ленина (1955, 1966, 1975 гг.), другими орденами и медалями. Жил и работал в городе Москве, где и умер. В Гомеле установлен бронзовый бюст. Его имя присвоено Гомельскому государственному техническому университету.



Литература:

1. Кузьмина Л. М. Генеральный конструктора Павел Сухой: страницы жизни. Мн.: Беларусь, 1985.

2. Russian Aviation and Air Power in the Twentieth Century. Eds. Higham R.D.S., Greenwood J.T.,Von Hardesty. London: Routledge, 1998. P. 184–185.



 

 

Поиск по сайту:
по любому из слов по каждому слову

© Национальная академия наук Беларуси, 2011