Наука                    Культура                    Сотрудничество                    Библиотека                    Медиатека

EN    


Главная - - Культура - Вклад уроженцев Беларуси в общеевропейские науку и культуру - XVIII век

Шадурский Станислав

 

ШАДУРСКИЙ Станислав

(18.09.1726 – 1789)



Иезуит, философ и физик; представитель натурфилософии и эклектической философии



Родился в окрестностях города Динабурга (сейчас Даугавпилс, Латвия). В 1739 году вступил в орден иезуитов. Учился в иезуитских коллегиумах Вильно и Орши. В 1752 году Виленской иезуитской академией послан для продолжения образования за границу. В 1753–1754 годах изучал теологию в Риме (Италия), до 1756 года изучал теологию и натурфилософию в коллегиуме Людовика Великого в Париже (Франция). С 1757 года преподавал философию в Коллегиум Нобилиум в Варшаве (Польша). В 1759–1762 годах профессор философии в Новогрудском иезуитском коллегиуме, где написал и издал свои основные труды по философии. В 1762–1765 годах придворный капеллан минского воеводы. В 1768–1770 годах профессор теологии и церковного права в Гродно, в 1770–1771 годах – в Браунсберге (Восточная Пруссия). В 1773 году после запрета ордена иезуитов вышел из него.



Известный представитель натурфилософии второй половины XVIII века, ориентировался на научные достижения етествознания, признавал современные ему прогрессивные учения и концепции, открыто декларировал разрыв со средневековой схоластикой. В ряде работ выступал последовательным сторонником Декарта, разделяя декартовский дуализм материи и сознания. Считал, что теория познания должна гармонично сочетать рационализм и эмпиризм, главным критерем истины рассматривал очевидность, не отрицая также роли исторического авторитета и веры. Признавал эклектизм методом философствования, считал возможным пользоваться различными научными и философскими системами и заимствовал из них только то, что считал достоверным, не вызывающим сомнения. Придерживался рационально-эмпирического взгляда на естествознание, выступал против атеизма и пантеизма, предпринимал попытки объяснить религиозные догматы с помощью законов механики. В психологии при объяснении взаимодействия души и тела пробовал выделить физические основы души, отождествляя ее с мозгом. Свою философскую систему называл «философией мышления и ощущения». Основные работы: «Принципы философии мышления и ощущения» (1758 г.), «Начала рассуждений в различных диалогах и упражнениях по логике, этике и метафизике» (1760 г.), «Философские основания общей физики, высказанные автором публично» (1761 г.), «Физика, или Философия природы» (не опубликована). Умер в Варшаве.



Труды:

1. Positiones ex philosophia mentis et sensuum. Varsovie, 1758.

2. Principia ratiocinandi variis dialogis atque exercitationibus tum Logicis tum Ethicis tum Metaphysicis contenta. Vilnae, 1760.

3. Scita philosophica ex physica generali. Novogrodeci, 1761.

4. Scita philosophica ex physica particulari publico in consensus propugnata. Novogrodeci, 1767.

Литература:

1. Bargiel F. Stanislaw Szadurski SJ (1726–1789). Przedstawiciel uwspo?lczes?nionej filozofii scholastycznej. Krakow: Wydz. Filoz. Tow. Jez., 1978.

2. Шадурскі Станіслаў // Мысліцелі і асветнікі Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. Мінск: Беларуская Энцыклапедыя, 1995. С. 329–331.

 

 

Поиск по сайту:
по любому из слов по каждому слову

© Национальная академия наук Беларуси, 2011