|
- - -
Румыния
 
Национальный орган по научным исследованиям (ANCS), созданный в 2005 году, является специализированным правительственным учреждением, в задачи которого входит разработка, реализация, координация, контроль и оценка научно-технической и инновационной политики государства в соответствии с государственной стратегией и программой.
Национальный орган по научным исследованиям подчиняется Министерству образования, науки и по делам молодежи (МЕСТ) и выполняет его указания в сфере науки, технологического развития и инноваций на базе Распоряжения правительства № 1449/2005, в котором прописываются структура и функции данного органа.
В свете вступления Румынии в ЕС и включения научно-технического развития в перечень стратегических приоритетов государства Национальному органу по научным исследованиям было поручено обеспечить гармонизацию национальной научно-исследовательской и инновационной политики с политиками, проводимыми на европейском уровне, а также способствовать ускоренной и продуктивной интеграции страны в Европейское научное пространство.
Национальный орган по научным исследованиям отвечает за:
• Научные исследования и технологическое развитие;
• Передачу технологий и инновационную деятельность;
• Международное научно-техническое сотрудничество;
• Развитие соответствующих институтов, кадров и инфраструктуры;
• Распространение сведений о результатах НИОКР;
• Научное и инновационное просвещение общественности.
Развитие румынского научного пространства
Трансформация системы НИОКР и инноваций Румынии, которую регулирует и координирует Национальный орган по научным исследованиям, предполагает структурирование и укрепление Румынского научного пространства (ARC), способного к полноценной интеграции в Европейское научное пространство (ERA). Таким образом, к приоритетам Национального органа по научным исследованиям относятся развитие системы НИОКР и инноваций, качественное улучшение ее организационной структуры, а также повышение уровня международной привлекательности румынской системы НИОКР и инноваций и участия Румынии в международных проектах. Необходимо отметить тот факт, что Национальный орган по научным исследованиям делает все возможное, чтобы увеличить долю расходов на НИОКР до 3% ВВП, как было установлено в Лиссабонской стратегии.
Национальный орган по научным исследованиям координирует деятельность ряда исполнительных агентств, которые осуществляют финансирование национальных научных и инновационных программ. К ним относятся:
• Национальный центр по управлению программами (CNMP) осуществляет руководство некоторыми научными программами, которые состоят в компетенции Национального органа по научным исследованиям и финансируются из национальных и международных источников.
• Исполнительный орган по финансированию науки в университетах (UEFISCSU) осуществляет руководство научно-исследовательскими программами, которые предполагают развитие научной карьеры и укрепление научно-исследовательского потенциала университетов.
• Комиссия по социальному диалогу обеспечивает институциональную базу для консультаций с социальными партнерами, в которую входят представители министерств, профсоюзов и работодателей.
Национальная научно-техническая и инновационная стратегия в 2007-2013 годах.
Стратегия на 2007-2013 годы включает следующие ключевые стратегические элементы развития системы НИОКР и инновационной деятельности в Румынии:
• Создание и развитие научно-технической базы в целях обеспечения конкурентоспособности научно-технических результатов на международном уровне.
• Повышение конкурентоспособности румынской экономики путем распространения и передачи научно-технических знаний и инновационных процессов, оказывающих существенное воздействие на экономику.
• Повышение качества жизни посредством развития социально направленных научно-технических программ.
Национальный план по науке, технике и инновациям в 2007-2013 годах.
Национальный план по науке, технике и инновациям на 2007-2013 годы (PNCDIII) был подготовлен в соответствии с целями и приоритетами, обозначенными в Национальной стратегии. Целью данного плана является создание условий, необходимых для выполнения стратегических задач национальной научно-исследовательской и инновационной системы, развития науки и техники, повышения конкурентоспособности экономики, улучшения качества жизни, а также расширения круга научно-технических знаний, потенциально применимых на практике.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РУМЫНИЯ - БЕЛАРУСЬ
Научное сотрудничество между Румынией и Беларусью основывается на Соглашении о торгово-экономических связях и научно-техническом сотрудничестве от 1992 года и Соглашении о сотрудничестве в сфере науки, образования, культуры, информации, охраны здоровья, спорта и туризма от 1994 года. Статьи 11 и 17 данных Соглашений соответственно предполагают создание Совместных комиссий для формирования и координации выполнения программ сотрудничества.
В 2008 г. подписан Договор о научном сотрудничестве между НАН Беларуси и Румынской академией наук, а также Протокол о безвалютном эквивалентном обмене учеными, обеспечивающий реализацию взаимных научных визитов на условиях оплаты расходов на пребывание принимающей стороной в рамках квоты 70 человекодней в год для каждой академии наук.
Подписан ряд договоров о сотрудничестве на уровне научных институтов и университетов двух стран.
К совместным инициативам и возможностям научно-технического и инновационного сотрудничества между Румынией и Беларусью относятся:
• Разработка совместных проектных предложений по участию в Седьмой рамочной программе ЕС по науке и технологическому развитию;
• Совместное участие в мероприятиях Программы европейского сотрудничества в сфере научно-технических исследований COST;
• Сотрудничество по конкурсам проектов ERA-NET;
• Сотрудничество в рамках международных организаций (UNESCO, ICGEB и др.);
 
 
© Национальная академия наук Беларуси, 2011
 
|
|