Наука                    Культура                    Сотрудничество                    Библиотека                    Медиатека

EN    


Главная - - Культура - Вклад уроженцев Беларуси в общеевропейские науку и культуру - XVIII век

Нарбут Даниель Казимир

 

НАРБУТ Даниель Казимир

(03.01.1738 – 17.03.1807)



Философ, педагог, переводчик, католический священник. Доктор гражданского и канонического права. Автор первого на польском языке учебника по логике.



Родился в деревне Крупа (Крупово) Лидского повета Виленского воеводства. Учился в пиарской школе в Щучине, был послушником в новициате местечка Любешов Пинского повета Брестского воеводства. В 1757–1759 годах учился в пиарском коллегиуме в местечке Дубровица Пинского повета Брестского воеводства. С 1759 года изучал философию и математику в Виленском пиарском коллегиуме, около 4 лет – в пиарском училище в Риме, где в 1761 году принял посвящение в сан священника. После возвращения в 1764 году на родину назначен профессором и префектом пиарского коллегиума в Дубровице. Затем переведен в Вильно, где читал лекции по философии в пиарском коллегиуме, был префектом пиарской типографии. В 1755–1775 годах член ордена пиаров, позже светский священник – пробощ в Радзымине под Варшавай и в Лиде. В 1773–1774 годах находился в Германии и Франции. В 1775–1792 годах работал в Эдукационной комиссии в Варшаве – первом в Европе министерстве народного образования. В 1769 году издал в Вильно первый на польском языке учебник по логике «Логика, или Наука рассуждения и продумывания сути вещей» (переиздан в 1775, 1782, 1791, 1799 годах). Автор курса «Эклектической философии». Совместно с учениками в 1771 году издал «Избранные суждения из философии…». После 1795 года отошел от дел, жил в деревне Радивонишки Лидского уезда Гродненской губернии, где и умер. Кавалер ордена Святого Станислава (1793).



Представитель эклектического направления в философии эпохи Просвещения. Философию считал важнейшей дисциплиной. В своих трудах высказывался за свободу философствования, связывая ее с поиском истины и критическим отношением к высказываниям любых мыслителей, независимо от их авторитета. Последовательно выступал против схоластики. Предназначение ученых и философов видел в служении обществу, в развитии наук, направленных на решение практических задач. Основой познания считал точность и очевидность идей, придерживался принципов метода Рене Декарта. Для установления истины требовал всестороннего и разнообразного исследования явлений. Верил, что человек способен постигнуть истину.



Критик сословной системы образования и воспитания, особенно иезуитской концепции, занимался школьной реформой в Беларуси и Литве. Отстаивал необходимость светского образования. Одной из основных образовательных дисциплин считал светскую этику. В 1775 году Эдукационной комиссией назначен членом «Общества по составлению элементарных книг». Написал два раздела для школьного «Устава парафиальных школ» и наставление «Об инспектировании школ», в которых настаивал, чтобы в школах Эдукационной комиссии обучали необходимым практическим навыкам и знаниям, которые были бы полезными для человека в условиях зарождающегося капиталистического общества. Особое внимание обращал на необходимость гуманного обращения учителей с учениками из бедных семей, которые составляли основной контингент парафиальных школ. Выступал против телесных наказаний учащихся.



В 1771 году перевел с французского языка на польский книгу «Военная наука прусского короля, изложенная для его генералов». В предисловии к ней отмечал, что разумны и гуманны те мероприятия и та политика, которые направлены на пользу всем людям, способствуют развитию мануфактур и горного дела, совершенствованию сельского хозяйства, развитию внутреннего рынка. В начале 1770-х высказал идею о социальной природе человека, близкую идеям Греция и Локка. Государство рассматривал как организацию, возникающую в интересах всех и каждого по отдельности. Отстаивал идею автономности от государства естественных прав личности, которые лишь гарантируются государством. Основа общественного устройства – законы и неукоснительное следование им. Остались неопубликованными его переводы с французского языка религиозных произведений «Evangile meditee» (Евангелические рассуждения) и «La religion christienne meditee» (Рассуждения о христианской религии).





Труды:

1. Logika, albo rozwazania i rozsadzania rzeczy nauka, wedlug ktorej kazdy ma we wszystkim prawdy dochodzic i strzec sie falszu. Wilno, 1769.

2. Z filozofii wybrane zdania, ktore Nayjasnieyszemu Stanislawowi Augustowi, Krolowi Polskiemu, ... przypisane. Wilno, 1771.

3. Nauka zolnierska krola pruskiego dla jego generalow dana. Wilno, 1771.



Литература:

1. Moszynski A. Wiadomosc o Kazimierzu Narbucie autorze pierwszej logiki w jezyku polskim // Rocznik Towarzystwa Naukowego Krakowskiego. 1843. T. 2. S. 249–262.

2. Narbutt O. O pierwszym polskim podreczniku logiki. Z rozwazan nad filozofia Oswiecenia. Lodz: Zaklad Narodowy im. Ossolinskich we Wroclawiu, 1958. 146 s.

3. Дубровский В.В. Казимир Нарбут. Минск: Наука и техника, 1979. 136 с.

4. Stasiewicz-Jasiukowa I. Kazimierz Narbutt (1738–1807). Warszawa; Lida. 2005. 79 s.

 

 

Поиск по сайту:
по любому из слов по каждому слову

© Национальная академия наук Беларуси, 2011