Наука                    Культура                    Сотрудничество                    Библиотека                    Медиатека

EN    


Главная - - Культура - Памятники архитектуры - Минская область

Ансамбль площади Победы в Минске

 

Площадь Победы в Минске (до 1954 г. Круглая площадь). Ансамбль площади Победы начал формироваться в 1939 г. в соответствии с генпланом Минска 1932–1936 гг. (арх. Ю. Киловатов, конс. В. Витман) возведением двух дугообразных в плане домов по проекту Р. Столлера. В пластическом решении фасадов домов с центральными вогнутыми участками, построенных на ритме сдвоенных лоджий и оконных проемов с лаконичным использованием ордерных элементов в обрамлении, преобладают классицистические черты. Развитие площади было продолжено в послевоенные годы (генплан 1946 г., арх. М. Андросов, Н. Трахтенберг; дет. проект планировки и застройки 1950 г., арх. М. Барщ, Л. И Г. Аранаускасы; корректировка 1954 г., арх. Г. Заборский, Л. Мацкевич). В соответствии с генпланом 1946 г. площадь имела круглые очертания. Градостроительной идее раскрытия застройки проспекта открытой пространственной перспективе, образованной рекой Свислочь, подчинено решение симметрично размещенных групп жилых домов (арх. М. Барщ, Л. И Г. Аранаускасы, 1951–1956 гг.). Свободная трактовка классических архитектурных тем реализуется в ансамблевой композиции, в которой акцентирована пластическая и семантическая роль входов во дворы, решенных монументальными 2-рядными колоннадами-пропилеями дорического ордера. Ритм членений верхнего яруса построен на чередовании тройных окон с колонками, балконов, оформленных лепным декором с использованием растительных мотивов, ваз, гирлянд, майоликовых медальонов с изображением голубей. Угловые части выделены башенными объемами. Композиционной доминантой площади является монумент Победы, установленный в 1954 г. (арх. Г. Заборский, В. Король, ск. З. Азгур, А. Бембель, А. Глебов, С. Селиханов) и завершающий реализацию градостроительной концепции торжественного архитектурно-художественного ансамбля. В решении монумента органично синтезированы классическая монументальная форма обелиска, иллюстрирующие тему повествовательные рельефы, геральдические элементы. Сторону площади, выходящую к реке, завершают Дом-музей I съезда РСДРП, монументальные ворота – вход в парк им. Горького (арх. Г. Заборский, 1953 г.). В 1984 г. в связи со строительством метрополитена площадь была реконструирована, в результате чего получила протяженную конфигурацию и 2-уровневую планировку (арх. Б. Ларченко, Б. Школьников, К. Вязгин). Под землей обходная галерея связана со станцией метрополитена и залом Памяти.

 

 

Поиск по сайту:
по любому из слов по каждому слову

© Национальная академия наук Беларуси, 2011