Наука                    Культура                    Сотрудничество                    Библиотека                    Медиатека

EN    


Главная - - Сотрудничество - Внешняя политика Европейского Союза в отношении стран–соседей (2003-2010 г.г.)

Партнерство Беларусь – ЕС: первые итоги и новые перспективы

 

В конце 2006 года Европейский Союз представил для Республики Беларусь Страновой стратегический документ на 2007-2013 годы и Национальную программу на 2007-2010 годы. В документе подчеркивается, что учитывая общую линию построения отношений ЕС с Беларусью на данном этапе, Европейский Союз преследует в сотрудничестве с нашей страной в первую очередь три цели: поддержка населения, прямая и непрямая поддержка демократизации и смягчение влияния самоизоляции страны на ее граждан.

В свою очередь, эти цели нашли свое отражение в Национальной программе на 2007-2010 годы в двух основных областях:

- социальное и экономическое развитие, включая меры по смягчению последствий чернобыльской катастрофы;

- демократическое развитие и ответственное управление страной.

На период времени 2007-2010 годы Беларуси было предоставлено финансирование в размере 20 млн. евро для национальной программы в рамках Инструмента Европейской политики соседства. Данный инструмент начал свое действие с 2007 года и заменил собой программу ТАСИС для Беларуси.

К сожалению, приходится констатировать, что данная стратегия и Национальная программа не внесла значительных позитивных сдвигов в развитие отношений ЕС с нашей страной как относительно ограниченности ее определенными сферами, так и достаточно скромным финансированием.

2007 год можно назвать «годом застоя» отношений между ЕС и Беларусью. Еще 20 декабря 2006 года ЕС принял решение об исключении Беларуси из Общей системы преференций с июня 2007 года, что привело к финансовым потерям Беларуси в торговых отношениях с ЕС. Вместе с тем 2008 год принес в отношения между ЕС и Беларусью определенную положительную динамику: по итогам подготовки и проведения парламентских выборов в сентябре 2008 года в Беларуси Совет ЕС принял 13 октября решения о возобновлении контактов с белорусскими властями и о приостановлении на полгода запрета на въезд в страны ЕС белорусских чиновников, в отношении которых действовали такие ограничения.

Решения Совета ЕС от 13 октября 2008 года представили собой четкий сигнал для начала нового этапа взаимоотношений между ЕС и Беларусью, когда после более чем десяти лет ограниченности контактов на высшем уровне принято принципиальное решение о возобновлении диалога с руководством нашей страны. ЕС не отказался в должной мере от достаточно субъективного подхода в построении отношений с Республикой Беларусь, когда приверженность демократическим ценностям можно трактовать в зависимости от собственной выгоды ЕС и степени европейских устремлений страны-партнера, в данном случае Беларуси. Если проанализировать оценки развития стран постсоветского пространства со стороны ЕС и уровнем предложенного им взаимодействия с ЕС, то Республика Беларусь находится в наименее выгодном положении по сравнению с другими странами. А в случае со странами Северной Африки, которые полноправно принимают участие в Европейской политике соседства, в отличие от нашей страны, которая числится там лишь номинально, то встает вопрос о критериях оценки. Вряд ли ЕС старается все эти годы видеть в Беларуси эталонное демократическое государство, а затем лишь начать полноценное развитие отношений с Беларусью. Тем не менее, необходимо отметить, что важным событием в двусторонних отношениях стало открытие в 2008 году Представительства Комиссии Европейских сообществ (КЕС) в Минске.

В 2009 году произошла значительная интенсификация контактов представителей ЕС и Республики Беларусь, очевидно обоюдное стремление к улучшению отношений и выработке новых более эффективных подходов взаимодействия. Так, 19 февраля 2009 года состоялся первый визит в Беларусь Верховного представителя ЕС по общей внешней политике и политике безопасности Х. Соланы, в ходе которого он встретился с Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. На встрече обеими сторонами была высказана заинтересованность в развитии конструктивных взаимоотношений. В частности, Солана заявил, что «Европейский союз рассматривает Беларусь как европейскую страну». «И это абсолютно нормальное развитие ситуации, если между Беларусью и Евросоюзом будут нормальные взаимоотношения». В свою очередь, Президент А.Г. Лукашенко подчеркнул намерение открыто высказать «все то, что белорусская сторона готова сделать для налаживания абсолютно тесных, доверительных взаимоотношений с Европейским Союзом».

Республика Беларусь подписала Пражскую декларацию о «Восточном партнерстве» 7 мая 2009 года, подчеркнув значимость европейского вектора внешней политики. Сотрудничество Беларуси и ЕС с 1997 по 2008 года носило достаточно несбалансированный характер. Включение Беларуси во «Восточное партнерство» позволило интенсифицировать политические двусторонние контакты в большей степени, в меньшей - экономические. Решения Совета Европейского Союза 2008 - 2010 годов не сняли ограничений с нашей стороны в полной мере, однако, способствовали новому этапу этапом во взаимоотношениях.

Полноценное участие Беларуси в ЕПС и Восточном партнерстве будет зависеть от двусторонних стремлений по развитию партнерских отношений В этой связи является важным заявление, которое было сделано Комиссаром ЕС по расширению и Европейской политике соседства Стефаном Фюле 15 ноября 2010 года на пресс-конференции в Минске: «Беларусь достигла прогресса по определенным вопросам, связанным с политической ситуацией….Диалог между ЕС и Беларусью должен стать более структурным на основе взаимодействия с институтами гражданского общества…Страны ЕС уже начали обсуждение совместного промежуточного плана, который касается оказания помощи Беларуси. Этот план должен способствовать развитию отношений во всех сферах. План станет основой для реализации двусторонних амбициозных программ, которые касаются прав человека и демократии».

В ЕС существует конкретная заинтересованность в Беларуси, во-первых, в качестве транзитного коридора с Россией, во-вторых, для реализации долгосрочных целей формирования Общеевропейского экономического пространства, и, в-третьих, для обеспечения стабильности и безопасности, в первую очередь, восточных границ расширенного ЕС, а также всего европейского континента,.

Белорусская сторона также понимает важность формирования добрососедских отношений с Европейским Союзом для успешного экономического развития страны и полноправного активного участия в международном сотрудничестве для решения как национальных, так и общеевропейских проблем [42-43, 85, 131, 161]. В долгосрочной перспективе Беларусь объективно заинтересована в интенсификации торгово-экономических отношений с ЕС. Учитывая высокую степень открытости и экспортоориентированности экономики Беларуси, безусловно, возможности рынка Европейского Союза являются для Беларуси привлекательными по многим аспектам,.

Таким образом, необходимо констатировать, что, во-первых, полномасштабное сотрудничество с ЕС важно для Беларуси как международного актора, во-вторых, расширение ЕС является положительным процессом для Беларуси в долгосрочной перспективе, в-третьих, особое внимание следует уделить политической сфере взаимоотношений для максимально эффективного использования преимуществ расширения ЕС. В-четвертых, при построении отношений с Европейским Союзом следует учитывать взаимозависимость и согласованность внутренней и внешней политики во всех сферах, что является одной из основ безопасности, устойчивого развития, благосостояния и стабильности любого государства, в том числе и Беларуси.

 

 

Поиск по сайту:
по любому из слов по каждому слову

© Национальная академия наук Беларуси, 2011