|
- - - -
Маймон Соломон
 
Маймон Соломон
(1753 – 22.11.1800)
Философ-самоучка; последователь и критик Иммануила Канта, основоположник монистического идеализма
Родился в деревне Жуков-Борок Столбцовского района Минской области. Окончил еврейскую школу в поселке Мир Столбцовского района, талмудическую школу в поселке Ивенец Воложинского района. В 1764 году был уже женат, в 1767 году стал отцом; содержал семью, работая семейным учителем. Самостоятельно изучив немецкий язык, в 1776 году пешком отправился в Берлин (Германия) с намерением изучать медицину и в последующем работать врачом. Вел бродячую жизнь в Германии, Польше, Голландии. В 1777–1780 годах служил домашним учителем в городе Познань (Польша). В 1780–1783 годах в Берлине изучал аптекарское искусство, занимался самообразованием. В 1783–1785 годах изучал математику, латинский, греческий, английский и французский языки в гимназии «Христианеум» в Альтоне (сегодня в городской черте Гамбурга). Работал учителем в городе Вроцлав (Польша), где в 1786 году написал учебник по ньютоновской физике. В 1787 году вернулся в Берлин. Не приобрел какой-либо профессии, позволяющей зарабатывать на жизнь, стремился к спокойному существованию, полному философских размышлений. Своими критическими высказываниями и бескомпромиссными суждениями оттолкнул от себя прежних покровителей. В 1790-е годы его меценатом стал граф А. Калькрейт, в имении Нидерзигерсдорф которого в Нижней Силезии (сейчас Польша) Маймон провел последние годы жизни.
Был сторонником философии средневекового теолога и врача М. Маймонида (1135–1204 гг.), в 1770 году написал комментарий к его работе «Наставник заблудших», дав ей рационалистическую интерпретацию. Через философию Маймонида, из почтения к которому изменил свою фамилию на Маймон, пришел к аристотелизму, результатом чего стала работа «Категории Аристотеля» (1794 г.). Не развил собственной философской системы, приобрел репутацию критического философа благодаря тонкому критическому анализу философских произведений, в особенности философии И. Канта, с трудами которого познакомился в Берлине. Не позднее 1788 года составил замечания к «Критике чистого разума» Канта, на основе которых издал на немецком языке свой первый философский труд «Опыт трансцендентальной философии с приложением о символическом познании» (1790 г.). Критиковал философию Канта и интерпретацию его учения неокантианцами, в частности понятие «вещи в себе», которое характеризовал как проявление метафизического догматизма. В своем анализе философии Канта подчеркивал, что способность к критическому познанию зависит только от свойств самого познающего субъекта, и считал, что между возможностями познания посредством чувств и посредством разума существует лишь непринципиальная разница. Концепция мышления, созданная Маймоном, оказала большое влияние на немецкую идеалистическую философию. Считается, что он подготовил то понимание Канта, которое позже развили неокантианцы. Удивительные философские способности Маймона привлекли внимание М. Мендельсона, И. В. Гете, Г. Шиллера, И. Г. Фихте и др. Его перу принадлежат также работы «О значении Бэкона Веруламского и Канта для новейшей философии», «О мировой душе», «Опыт новой логики, или Теория мышления» (1794), «Очерки по истории философии» и др. В 1797 году опубликовал самое значительное сочинение «Критические исследования о человеческом духе, или Высшая способность познания и воли», которое посвятил графу А. Калькрейту. В 1791 году издал на немецком языке свою автобиографию, которую сравнивали с «Исповедью» Ж.Ж. Руссо. Умер в Нидерзигерсдорфе, похоронен в Глогау (сейчас Глогов, Польша).
Труды:
1. Versuch uber Transcendentalphilosophie: mit einem Anhang uber die symbolische Erkenntniss und Anmerkungen. Berlin: Christian Friedrich Vo? und Sohn, 1790.
2. Salomon Maimon’s Lebensgeschichte. Von ihm selbst geschrieben und herausgegeben von K. P. Moritz. In zwei Theilen. Berlin: Friedrich Vieweg, 1792–1793.
3. Versuch einer neuen Logik oder Theorie des Denkens. Nebst angehangten Briefen des Philaletes an Anesidemus. Berlin: Ernst Felisch, 1794.
4. Die Kategorien des Aristoteles. Mit Anmerkungen erlautert und als Propadeutik zu einer neuen Theorie des Denkens. Berlin: Ernst Felisch, 1794.
5. Kritische Untersuchungen uber den menschlichen Geist oder das hohere Erkenntni?- und Willensvermogen. Leipzig: Gerhard Fleischer, 1797.
6. Gesammelte Werke. Ed. by Valerio Verra. In 7 vols. Hildsheim: Olms Verlag, 1965–1976.
7. The Autobiography of Solomon Maimon. Urbana and Chicago: University of Illinois Press, 2001.
Литература:
1. Atlas S. From Critical to Speculative Idealism: The Philosophy of Solomon Maimon. The Hague: Martinus Nijhoff, 1964.
2. Bergman S. Н. The Philosophy of Solomon Maimon. Jerusalem: Magnes Press, 1967.
3. Kozlowski R. Salomon Maimon jako krytyk i kontynuator filozofii Kanta. Poznan, 1969.
4. Moiso F. La filosofia di Salomone Maimon. Milan, 1972.
5. Buzaglo M. Solomon Maimon: Monism, Skepticism and Mathematics. Pittsburgh: Pittsburgh University Press, 2002.
 
 
© Национальная академия наук Беларуси, 2011
 
|
|