Наука                    Культура                    Сотрудничество                    Библиотека                    Медиатека

EN    


Главная - - Культура - Вклад уроженцев Беларуси в общеевропейские науку и культуру - XVI-XVII века

Лыщинский Казимир

 

ЛЫЩИНСКИЙ Казимир

(04.03.1634 – 30.03.1689)



Мыслитель-атеист, общественный деятель; автор первого в мировой культуре трактата о несуществовании бога



Родился в деревне Лыщицы Брестского района Брестской области. Учился в иезуитском коллегиуме в городе Бресте. В 1654–1657 годах принимал участие в войнах Речи Посполитой с Россией, Швецией и Венгрией. В 1658–1666 годах член ордена иезуитов. После годичного новициата в городе Краков (Польша), в 1660–1664 годах учился в иезуитском коллегиуме города Калиш (Польша), где изучал риторику, логику, физику и метафизику, затем во Львове (Украина), где изучал теологию. В 1666 году вернулся в родовое имение Лыщицы. Превратил его в образцовое хозяйство, основал здесь школу для крестьянских детей и преподавал в ней. Занимался юридической практикой. В 1669, 1670, 1672 и 1674 годах избирался послом от шляхты Брестского воеводства на сеймы Речи Посполитой в Варшаве. В 1682 году королем Яном III Собеским назначен на должность подсудка Брестско-литовского воеводства.



Не позднее 1674 года написал 265-страничный трактат, который впервые в истории имел название «О несуществовании бога» (сожжен в 1689 году по решению суда; сохранились пять фрагментов, обнаруженных и опубликованных в 1957 году). В нем изложил свои взгляды на религию и окружающий мир, отрицал существование бога, бессмертие души, загробную жизнь, все догматы и обряды церкви. Доказывал, что люди – творцы и создатели богов, бог является не действительной сущностью, но творением разума, к тому же химерическим, а вера, которую считают священной, – человеческая выдумка. Считал, что богословы «гасят свет разума» и «свергают бога с небес», приписывая ему невозможное, наделяя противоречивыми чертами и свойствами. Утверждал, что религия установлена людьми неверующими, чтобы им воздавали почести, лжемудрецы обманывают простой народ, опутывая его верой в бога, введенной безбожниками. Единственной реальностью считал материальную природу, утверждая, что все изменения в природе происходят по законам развития материи, а не по божьей воле. Считал необходимым заменить церковный брак гражданским. По доносу, автор которого выкрал у Лыщинского часть трактата, в 1688 года был заключен виленским епископом в церковную тюрьму и приговорен судом епископов к сожжению на костре. По итогам судебного процесса, состоявшегося в начале 1689 года в Варшаве, Лыщинский был обезглавлен и сожжен на костре, его пепел развеян в поле.



Труды:

1. Фрагменты из трактата Казимира Лыщинского «О несуществовании бога» // Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии: Избранные произведения XVI – нач. XIX в. Минск: Изд-во Академии наук БССР, 1962. С. 285–286.

Литература:

1. Seyler G. D. Acta Lysczynskiana, das ist, Ausfu?hrliche Nachricht von dem Leben, Schriften und Schicksalen des beru?cktigten polnischen Atheisten, Casimir Lysczynski. Ko?nigsberg: Martin Eberhard Dorn, 1740.

2. Ammon C. F. Casimir Lysczynski, ein Beitrag zur Geschichte des idealistischen Atheismus. Gottingen: Dieterich, 1802.

3. Wielowski J. Sprawa Kazimierza Lyszczynskiego. Warszawa: Wiedza Powszechna, 1955.

4. Прокошина Е. С., Шалькевич В. Ф. Казимир Лыщинский: Мыслитель, общественный деятель и педагог XVII в. Мн.: Беларусь, 1986.

5. Nowicki A. Kazimierz Lyszczynski. Lodz: Towarzystwo Krzewienia Kultury Swieckiej, 1989.



 

 

Поиск по сайту:
по любому из слов по каждому слову

© Национальная академия наук Беларуси, 2011