Наука                    Культура                    Сотрудничество                    Библиотека                    Медиатека

EN    


Главная - - Культура - Вклад уроженцев Беларуси в общеевропейские науку и культуру - XX век

Выготский Лев Семенович

 



ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович

(17.11.1896 – 11.06.1934)



Ученый-психолог, теоретик искусства; основатель культурно-исторической школы в психологии



Родился в городе Орша Витебской области. С 1897 года жил в городе Гомеле, где в 1913 году окончил гимназию. В 1917 году окончил юридический факультет Московского университета и одновременно историко-философский факультет Открытого университета А. Л. Шанявского. С 1917 года преподавал в Гомеле. С 1924 года жил и работал в Москве. В 1924–1928 годах работал в Московском государственном институте экспериментальной психологии, в 1927–1934 годах в Государственном институте научной педагогики при Ленинградском государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена и в этом институте, в 1929–1931 годах в Академии коммунистического воспитания, в 1927–1930 годах во 2-м Московском государственном университете, в 1930–1934 годах в Московском государственном педагогическом институте им. А. С. Бубнова, а также в 1929–1934 годах в основанном им Экспериментальном дефектологическом институте. Читал также курсы лекции в ряде высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций Москвы, Ленинграда, Ташкента и Харькова. В 1925–1930 годах член Русского психоаналитического общества. Умер и похоронен в Москве.



Внес значительный вклад в развитие истории психологии, патопсихологии, нейропсихологии дефектологии, психологии эмоции. Научную деятельность начал с исследования психологических законов восприятия литературных произведений («Психология искусства», 1925 г.). В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности в исследовании «Исторический смысл психологического кризиса» (1927 г.) дал критический анализ мировой психологии 1920–1930-х годов, сыгравший важную роль в развитии психологической науки. В книге «История развития высших психических функций» (1931 г.) развил общепсихологическую концепцию, известную как «культурно-историческая теория развития психики», раскрывающую общественно-историческую природу сознания и высших психических функций, имевшую важное значение для психологии обучения. Предложил различать два плана поведения – натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и социально-культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. В последние годы жизни основное внимание уделял изучению отношения мысли и слова в структуре сознания («Мышление и речь», 1934 г.). Сформулировал проблему возраста в психологии, предложил вариант периодизации развития ребенка на основе чередования «стабильных» и «критических» возрастов с учетом характерных для каждого этапа психических новообразований. Изучал стадии развития детского мышления, доказал, что речь социальна как по происхождению, так и по функции. Создал новое направление в дефектологии, показав возможность компенсации дефекта за счет развития высших психических функций. Разработал новое учение о локализации высших психических функций в коре головного мозга. Труды Выготского легли в основу современной образовательной психологии в США, в Европе в рамках его теории разрабатывалась проблематика социальной и экономической психологии. Создал большой исследовательско-методический психологический инструментарий, разработав экспериментально-генетический метод исследования в психологии и ряд конкретных методик. Некоторые из них, например, предложенная в 1927 году методика исследования способности к абстрактному мышлению с помощью образования искусственных понятий (тест Выготского – Сахарова), получили широкую известность в науке и практике.



Труды:

1. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956.

2. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.

3. Психология искусства. 3-е изд. М.: Искусство, 1986.

4. Собрание сочинений. Т.1–6. М.: Педагогика, 1982–1984.

5. Психология развития человека. М.: Смысл, ЭКСМО, 2003.

6. The Collected Works of L. S. Vygotsky, Vols. 1 and 2. New York: Plenum Press, 1993.

Литература:

1. Леонтьев А. А. Л. С. Выготский М.: Просвещение, 1990.

2. Ярошевский М. Г. Л. С. Выготский: в поисках новой психологии. СПб.: Изд-во Международного фонда истории науки, 1993.

3. Выгодская Г. Л., Лифанова Т. М. Лев Семенович Выготский: Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. М.: Академия, 1996.

4. Newman F., Holzman L. Lev Vygotsky: revolutionary scientist. N.Y.: Routledge, 1993.

5. Bodrova E., Leong D. J. Tools of the Mind: The Vygotskian Approach to Early Childhood Education. Englewood Cliffs, NJ: Merrill. 1996.

6. Daniels H. An introduction to Vygotsky. N.Y.: Routledge, 2005.

 

 

Поиск по сайту:
по любому из слов по каждому слову

© Национальная академия наук Беларуси, 2011