Наука                    Культура                    Сотрудничество                    Библиотека                    Медиатека

EN    


Главная - - Культура - Вклад уроженцев Беларуси в общеевропейские науку и культуру - XX век

Лосский Николай Онуфриевич

 





ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич

(18.12.1870–24.01.1965)



Философ, представитель русской религиозной философии, один из основоположников интуитивизма



Родился в деревне Креславка Двинского уезда Витебской губернии (сейчас г. Краслава, Латвия). В 1881–1887 годах учился в Витебской, окончил Санкт-Петербургскую гимназию. В 1895 году окончил физико-математический, в 1898 году – историко-филологический факультеты Санкт-Петербургского университета. C 1900 года там же приват-доцент кафедры философии. В 1901–1903 годах стажировался в Германии. В 1907 году получил степень доктора философии, с 1916 года профессор кафедры философии Петроградского университета. В 1922 году как член конституционно-демократической партии выслан советским правительством за границу. С 1922 по 1945 год жил в Праге (Чехия). Читал циклы лекций в Брно, Лондоне, Варшаве, Париже, Белграде, в Швейцарии и США. С 1942 по 1945 год профессор философии в Университете Яна Амоса Коменского в Братиславе (Словакия). В 1947–1950 годах профессор философии Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке (США). С 1955 года жил во Франции.



Внес вклад в теорию познания, онтологию, историю философии. Создал оригинальную философскую систему, отличающуюся глубиной и последовательностью мысли. В отличие от своих современников стремится строить философию как науку, призванную решать мировоззренческие задачи, детально разработав и связав воедино три ветви философского знания – теорию бытия (онтологию), теорию знания (гносеологию) и теорию нравственного действия (этику). В основу теории познания положил систему интегрального интуитивизма, согласно которой любой предмет познается путем разных видов интуиции (интеллектуальной, чувственной, мистической) в зависимости от его характера. В теории бытия, которую назвал «персоналистическим идеал-реализмом», исходил из того, что мир состоит из множества сверхпространственных и сверхвременных субстанций, которые связаны между собой и сверхмировым началом (Богом), с которым образуют высшую сферу мира – царство Божие. В своих этических работах развивал онтологическую теорию ценностей, согласно которой абсолютные ценности воплощены в «полноте бытия», в Боге; общество, в котором исчезают представления о высших ценностях и идеалах, становится ареной необузданного эгоизма и нравственного хаоса, что ведет к взаимному непониманию и ожесточению, росту преступности, духовному оскудению внутреннего мира человека. Наиболее фундаментальные труды: «Обоснование интуитивизма» (1906 г.), «Мир как органическое целое» (1917 г.), «Основные вопросы гносеологии» (1919 г.), «Свобода воли» (1927 г.), «Условия абсолютного добра» (1949 г.). Автор «Истории русской философии» (1951 г.) и русского перевода «Критики чистого разума» И. Канта (1907 г.), который стал основой всех последующих русских изданий этого сочинения немецкого философа. Умер и похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем (Франция).



Труды:

1. Типы мировоззрений: введение в метафизику. Париж: Изд-во «Современные записки», 1931.

2. History of Russian Philosophy. New York: International Universities Press, 1951.

3. Lancelot Andrewes the Preacher (1555–1626): The Origins of Mystical Theology in the Church of England. Oxford: Clarendon Press, 1991.

4. Учение о перевоплощении: Интуитивизм. Москва: Прогресс, 1992.

5. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. Москва: Терра - Книжный клуб, 1999.

6. Мир как органическое целое. Москва: Директ-Медиа, 2008.

7. Воспоминания: Жизнь и философский путь. Москва: Русский путь, 2009.

Литература:

1. Дубянецкі С. Ф. Лоскі Мікалай Ануфрыевіч // Рэлігія і царква на Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. Мінск: Беларуская Энцыклапедыя, 2001. С. 182.

2. Lossky B., Lossky N. Bibliographie des euvres de Nicolas Lossky. Institut d'etudes slaves, 1978.

 

 

Поиск по сайту:
по любому из слов по каждому слову

© Национальная академия наук Беларуси, 2011